В статье рассматриваются актуальные вопросы развития экотуризма в Северобайкальском регионе, а также исследуются перспективы формирования туристско-рекреационного комплекса. Строительство особых экономических зон, безусловно, потребует разработки и принятия стратегического плана подготовки и переподготовки кадров высшей категории с привлечением отечественных и зарубежных специалистов и специализированных организаций с учётом маркетингового исследования рынка и проведения соцопросов. Для обеспечения выполнения задач Правительства РФ авторами разработана и находится в стадии апробации пилотная программа лингвистической подготовки специалистов отрасли гостеприимства и туризма на базе Центра лингвистической поддержки по развитию эколого-туристского образования. Данная программа составлена с учётом современных требований к преподаванию иностранных языков, тенденций развития непрерывного языкового образования, а также требований профессионального стандарта индустрии гостеприимства. В рамках разработки новых туристских маршрутов, связанных с межрегиональным проектом «Большая Байкальская тропа» и высокой туристско-рекреационной привлекательностью региона, для популяризации и развития туристского потенциала малых городов Байкальского региона (на примере г. Северобайкальска) возрастёт потребность в высококвалифицированных специалистах индустрии гостеприимства и туризма. Выделение необходимых компетенций для каждой трудовой единицы позволит разработать лингводидактическую базу с включением практических заданий, необходимых для универсального обучения кадров высшей категории. При этом важную роль в вычислении единого алгоритма как основной составляющей учебного процесса будут играть методы и формы оценки в пределах каждой компетенции. Таким образом, выявленный алгоритм обучения специалистов послужит динамическим фактором высшего профессионального обучения и системы повышения квалификации сотрудников на предприятии.
экотуризм, подготовка кадров для индустрии гостеприимства и туризма, особые экономические зоны, рынок образовательных услуг
1. Das M., Chatterjee B. Ecotourism: A panacea or a predicament? // Tourism Management Perspectives, 14, April 2015. P. 3–16.
2. Claveria O., Monte E., Torra S. Common trends in international tourism demand: Are they useful to improve tourism predictions? // Tourism Management Perspectives, 16, October, 2015. P. 116–122.
3. Sutawa, G.K. Issues on Bali tourism development and community empowerment to support sustainable tourism development. Procedia Economics and Finance, 4, 2012. P. 413–422.
4. Экология. Туризм. Образование: сб. материалов II Международной Байкальской научно-практ. конф. – Северобайкальск, 2012. – C. 23–25.
5. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 240 с.
6. Seong-il Kim, Mihee Kang and Dian Sukmajaya. Opportunities and challenges of ecotourism in ASEAN countries. Seoul, Jungmin Publishing Co., 2013.278 p.
7. Vuvkovic D., Babovic S., Radovanovic M., Milanovic-Milicevic S. Ecoturism Impact Model. Conference paper. January, 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/286775064 (дата обращения: 26.03.2016).
8. Cheung LTO, Jim CY. Ecotourism service preference and management in Hong Kong. Int J Sustain Dev World Ecol., 20, 2013. P. 182–194.
9. Cheung LTO, Jim CY. Expectations and willingness-to-pay for ecotourism services in Hong Kong’s conservation areas. Int J Sustain Dev World Ecol., 21, 2014. P. 149–159.
10. Perkins, H., & Grace, D.A. Ecotourism: Supply of nature or tourist demand? Journal of Ecotourism, 8(3), 2014. P. 223–236.
11. История Северобайкальского Района. – Улан-Удэ: Новапринт, 2015. – 600 с.
12. Мурзина Т.В. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Бурятии // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Международной науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). – Т. II. – М.: РИОР, 2011. – С. 213–215.
13. Кондратов С.О. Оценка эффективности интеллектуального капитала в индустрии гостеприимства (организационные и маркетинговые составляющие ключевых компетенций компании): дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. – М., 2007. – 180 с.
14. Байбурова О.Р., Тархова Л.С. Проектирование основной образовательной программы на основе профессионального стандарта (на примере индустрии гостеприимства) // Вестник РМАТ. – 2013. – № 4. – С. 77–81.
15. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: методическое пособие. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 100 с.
16. Сосенко М.В. Формирование содержания среднего профессионального образования для сферы обслуживания с учётом компетентностного подхода // Сервис PLUS. – 2008. – №4. – С. 67–71.
17. Степаненко К.А. К вопросу о модификации учебных программ с учётом современных требований к подготовке кадров для индустрии гостеприимства: материалы IV Международной науч.-практ. заочной интернет-конф. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.
18. Степаненко К.А., Байбурова О.Р. Организация курса междисциплинарных семинаров на английском языке как пример инновационных технологий подготовки кадров в высшей школе: материалы XVI Международной науч.-практ. конф. – М.: Центр научной мысли, 2014. – С. 109–113.