В статье анализируется взаимосвязь понятия коннотации, которым оперируют в традиционной лингвистике, а также личностного смысла - термина из понятийного аппарата психолингвистики, но в то же время делается акцент на том, что при сравнении двух понятий находится много точек соприкосновения в их трактовке и понимании. Коннотация понимается как субъективно-оценочная часть значения. Эмоциональное впечатление от слова порождает своеобразное восприятие его индивидом. Эмоционально-экспрессивный эффект от восприятия объекта воплощается в значении в виде субъективно-модального отношения к нему. Личностный смысл представляет собой собственное отношение субъекта к предмету действительности, и это собственное, эмоционально окрашенное отношение сообщает предмету смысл. Любое общесоциальное значение, присвоенное субъектом, проходя через его индивидуальную систему ценностей, установок и интересов, приобретает личностный смысл, определяющий отношение индивида к реальности. Раскрывается суть психологической теории значения А.Н. Леонтьева, который понимал человеческое сознание как некую систему, а образующими данной системы он называл значения, личностный смысл и чувственную ткань. Значение при этом представляется обобщенным отражением действительности, а личностный смысл раскрывает отношение индивида к миру. Личностный смысл проявляется через эмоциональную окраску и оценку того или иного объекта. Предпринимается попытка доказать, что коннотация и личностный смысл есть разные именования одного и того же явления, известного как эмоционально-экспрессивная оценка субъектом предмета реальной действительности, вносящая дополнительный оттенок в его значение. Описывается одна из основных методик психолингвистики – методика семантического дифференциала, которая позволяет измерять коннотативный аспект значения.
коммуникация, значение слова, коннотация, личностный смысл, семантический дифференциал.
Современные ученые-лингвисты выделяют, наряду с основным понятийным (денотативным) компонентом значения, еще и так называемые коннотативные (дополнительные) признаки, которые выражают эмоциональное, экспрессивное отношение говорящего к обозначаемому объекту. Не случайно еще Т. Гоббс в свое время писал «об именах таких вещей, которые вызывают в нас известные эмоции, которые нам доставляют удовольствие или возбуждают наше неудовольствие, имеют в обиходной речи непостоянный смысл, так как одна и та же вещь не у всех людей вызывает одинаковые эмоции, а у одного и того же человека — одинаковые эмоции не во всякое время» [9, c. 58]. В данном случае можно считать, что уже Т. Гоббс впервые сформулировал тезис о наличии особого смысла, присущего именам предметов и отличающегося определенными эмоционально-окрашенными признаками.
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка [Текст] / Ю.Д. Апресян. — М.: Наука, 1974. — 350 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды [Текст] / Ю.Д. Апресян. — М.: Языки русской культуры, 2002. — Т. 1. — 472 с.
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды [Текст] / Ю.Д. Апресян. — М.: Языки русской культуры, 2002. — Т. 2. — 470 с.
4. Блумфилд Л. Язык [Текст] / Л. Блумфилд. — М.: Прогресс, 1968. — 552 с.
5. Быкова О.И. Этноконнотация как вид культурной коннотации [Текст] / О.И. Быкова. — Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2005. — 277 с.
6. Вандриес Ж. Язык [Текст] / Ж. Вандриес. — М.: УРСС, 2004. — 407 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций (из неопубликованного) [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 500 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М: Лабиринт, 2012. — 350 с.
9. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Текст] / Т. Гоббс. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. — 503 с.
10. Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания [Текст] / А.А. Залевская / Языковое сознание: формирование и функционирование. — М., 1998. — 256 с.
11. Ивин А.А. Основание логики оценок [Текст] / А.А. Ивин. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. — 229 с.
12. Крысин Л.П. Лингвистический аспект изучения этностереотипов [Текст] / Л.П. Крысин / Встречи этнических культур в зеркале языка. — М.: Наука, 2002. — 470 с.
13. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения [Текст] / А.А. Леонтьев / Семантическая структура слова. — М.: Наука, 1971. — 215 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2004. — 352 с.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл: Academia, 2010. — 509 с.
16. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 253 с.
17. Маслова В.А. Лингвокультурология [Текст] / В.А. Маслова. — М.: Академия, 2010. — 202 с.
18. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц [Текст] / В.Н. Телия. — М.: Наука, 1986. — 141 с.
19. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты [Текст] / В.Н. Телия. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 286 с.
20. Телия В.Н. Фразеология в контексте культуры [Текст] / В.Н. Телия. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 333 с.
21. Шаховский В.И. К типологии коннотации. Аспекты лексического значения [Текст] / В.И. Шаховский. — Воронеж, 1982. — 250 с.
22. Языковое сознание и образ мира: Сб. научных трудов / Отв. ред. Н.В. Уфимцева) [Текст]. — М.: Инт-т языкознания, 2000. — 318 с.
23. Osgood Ch., Suci G.J., Nannenbautn P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957. — 342 p.