ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ МОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе исследуются принципы конструирования женских образов в российском модном медиадискурсе через использование языковых средств. Анализируются тексты медиадискурса моды, определяются языковые средства воздействия при моделировании женских образов. Оценивается, как модный медиадискурс влияет на самоидентификацию женщин и их социальные роли в современном обществе. Цель исследования – выявить специфические языковые средства, использующиеся в российском медиадискурсе для создания модных женских образов. Методы исследования: наблюдение, описание, классификация, метод сплошной выборки, описательно-аналитический метод, лексико-семантический анализ и контекстуальный анализ. Материалом данного исследования послужили 100 статей российских модных сайтов, проанализировано 325 языковых единиц, служащих для создания женского образа. В результате исследования описаны специфические характеристики современного российского медиадискурса моды; исследованы принципы создания модных женских образов; выявлены и систематизированы языковые средства, использующиеся для описания образа женщины в статьях fashion-индустрии.

Ключевые слова:
медиадискурс моды, женские образы, языковые приемы создания модных образов, лексико-стилистические средства
Список литературы

1. Аракелова А.Р. Дискурс моды как объект лингвистического моделирования [Текст] / А.Р. Аракелова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. № 10-2. — С. 21–24. EDN: https://elibrary.ru/SNMWXL

2. Аракелова А.Р. Типология дискурса. Дискурс моды [Текст] / А.Р. Аракелова // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. — 2013. № 6. — С. 7–15. EDN: https://elibrary.ru/VKRJFR

3. Антонова Е.Л. Дискурс моды в историческом контексте культуры [Текст] / Е.Л. Антонова // Наука. Искусство. Культура. — 2018. — № 3. — С. 24–30. EDN: https://elibrary.ru/YOLUHR

4. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Речь [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / глав. ред.В.Н. Ярцева. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 709 с.

5. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры [Текст] / Р. Барт; пер. С. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.

6. Башкатова Д.А. Современный русский дискурс моды [Текст]: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Д.А. Башкатова. — М., 2010. — 311 с. EDN: https://elibrary.ru/QGSHZH

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. и вст. ст. с. Н. Зенкина — М.: Добросвет, 2000. EDN: https://elibrary.ru/FVFYSF

8. Божанова Н.Г. Гендерные исследования в лингвистике: история, современность, перспективы [Текст] / Н.Г. Божанова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 5. — С. 69–74. EDN: https://elibrary.ru/OYICHT

9. Болотова Ю.С., Мороз Н.Ю. О стратегиях и тактиках дискурса моды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 20 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategiyah-i-taktikah-diskursa-mody (дата обращения: 10.01.2025). EDN: https://elibrary.ru/YQUONH

10. Борисова В.А. Метафора и ментальный образ. Как мы понимаем метафоры [Текст] / В.А. Борисова, Е.А. Пигаркина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. — 2023. — № 2. — С. 94–99. DOI: https://doi.org/10.26456/vtfilol/2023.2.094; EDN: https://elibrary.ru/KUFBTR

11. Бублик Е.В. Речевые тактики как элементы продвижения в текстах fashion-индустрии [Текст] / Е.В. Бублик, Л.М. Гончарова // Философия и культура народа сквозь призму языка: Сборник материалов всероссийской конференции с международным участием, приуроченной к 30-летию Закона «О языках народов КБР», Нальчик, 0130 сентября 2024 года. — Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2024. — С. 36–42. EDN: https://elibrary.ru/ZRVEMQ

12. Веблен Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.

13. Вдовина Т.В. Мода, образ, дискурс: механизм воздействия моды на человека [Текст] / Т.В. Вдовина // Общественные науки. — 2011. — № 6. — С. 92–95.

14. Гапутина В.А. Медиадискурс моды: процессы, феномены, эффекты [Текст]: монография / В.А. Гапутина. — М.: РИОР, 2021. DOI: https://doi.org/10.29039/02079-1; EDN: https://elibrary.ru/VYVOCX

15. Гапутина В.А. Медиадискурс моды как гибридный тип дискурса [Текст] / В.А. Гапутина // Наука через призму времени. — 2017. — № 9. — С. 192–196. EDN: https://elibrary.ru/ZXXGKR

16. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления [Текст] / Т.Г. Добросклонская. — М: Изд-во КДУ, Добросвет, 2020. — 178 с. DOI: https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107; EDN: https://elibrary.ru/CQKWES

17. Дускаева Л.Р. Гендерная идентичность в комическом речевом поведении участниц женских онлайн-групп [Текст] / Л.Р. Дускаева, Е.А. Щеглова // Социальная реальность виртуального пространства: Материалы III Международной научно-практической конференции, Иркутск, 20 сентября 2021 года / под общ. ред. О.А. Полюшкевич. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. — С. 152–158. EDN: https://elibrary.ru/SPZNXZ

18. Исхакова О.С. Динамика развития письменно-речевых жанров журнального дискурса моды: на материале анализа англоязычного журнала моды Harper`s Bazaar [Текст]: дис. … канд. филол. наук / О.С. Исхакова. — Уфа, 2017. 202 с. EDN: https://elibrary.ru/YOMDFC

19. Исхакова О.С. Дискурс моды vs глянцевый журнальный дискурс моды [Текст]/ О.С. Исхакова // European Science. — 2017. — № 3 — С. 28–30.

20. Лола Г.Н. Дискурс моды: от нарративного кокона к рекламному посланию [Текст] / Г.Н. Лола // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (см. в книгах). — 2008. — Т. 177. — С. 83–87. EDN: https://elibrary.ru/YSLWBW

21. Попова И.В. Лексико-семантические и стилистические особенности языка индустрии моды (на материале журналов о моде) [Текст]: автореф. дис. …. канд. филол. наук / И.В. Попова. — М., 2007. — 19 с. EDN: https://elibrary.ru/ZNFZMJ

22. Старовойтова Е.Н. Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена "мода на одежду" в культурологическом дискурсе: специальность 24.00.01 "Теория и история культуры" [Текст]: дис. … канд. культурологии / Е.Н. Старовойтова, 2017. — 150 с. EDN: https://elibrary.ru/GSYTOK

23. Султанова С.В. Метафора в профессиональном подъязыке индустрии моды [Текст] / С.В. Султанова, Н.Р. Латыпов // Наука нового поколения: конвергенция знаний, технологий, общества: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Смоленск, 03 июня 2019 года. — Смоленск: Наукосфера, 2019. С. 77–81. EDN: https://elibrary.ru/DHGQGL

24. Ткаченко К.А. Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды: на примере англоязычных фэшн-текстов [Текст]: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / К.А. Ткаченко. М., 2018. — 170 с.

25. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000) [Текст] / А.П. Чудинов. — Челябинск: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2001. EDN: https://elibrary.ru/QCNXBJ

26. Akkaya A. Language, discourse, and new media: A linguistic anthropological perspective. Language and Linguistics Compass, 2014, 8 (7): 285–300.

27. Barthes R. The Fashion System [M]. Trans. by M. Ward & R. Howard. Berkeley: University of California Press, 1967.

28. Basow S.A. Gender: stereotypes and roles [J]. Brooks & Cole Publish, 1992.

29. Lakoff G, Johnson M. Metaphors we live by [M]. University of Chicago press, 2008.

30. Lakoff R. Language and woman's place [J]. Language in society, 1973, 2 (1): 45–79.

Войти или Создать
* Забыли пароль?