ИНТРОСПЕКЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью исследования является выявление эффективности интроспективных практик в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка, способствующих формированию у студентов индивидуальных систем знаний и умению осознавать и вербализовать процесс своего обучения. В статье рассматриваются возможности применения интроспекции в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка. Автор анализирует роль интроспективных методов в процессе обучения и их влияние на развитие метакогнитивных и коммуникативных навыков студентов. Исследование основано на теоретическом обосновании интроспекции как инструмента, способствующего саморефлексии и осознанию учебных процессов студентами в ходе общения с преподавателем на основе лингводидактических материалов. В статье также представлены практические рекомендации по внедрению интроспективных технологий в образовательный процесс, направленные на улучшение восприятия материала и повышение мотивации обучающихся. Основные выводы работы подчеркивают значимость активного вовлечения студентов в процесс самоанализа для повышения эффективности изучения иностранного языка в профессиональном контексте.

Ключевые слова:
интроспекция; интроспективный метод, коммуникативное намерение, практическое занятие, формирующий эксперимент, профессионально ориентированный иностранный язык, студенты нелингвистического вуза
Список литературы

1. Абдуллабекова У.Б. Анализ учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональный) с точки зрения системного подхода» [Текст] / У.Б. Абдуллабекова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2019. — № 2. — C. 9–23. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2019.19.56.001; EDN: https://elibrary.ru/BNENTZ

2. Буковский С.Л. Методика обучения профессиональноориентированному переводу в аграрном вузе [Текст] / С.Л. Буковский // Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — № 83-2. — С. 50–52. EDN: https://elibrary.ru/QRPHGH

3. Ветрова Э.С. Методология и методы лингвистических исследований [Текст]: учеб. пособие / Э.С. Ветрова. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. — 158 с.

4. Дмитриева А.А. Концептуализация интроспекции в философии нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Юм) [Текст] / А.А. Дмитриева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2014. — № 2. С. 24–39. EDN: https://elibrary.ru/SAUPFL

5. Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для студ. лингв. фак.высш. учеб. заведений [Текст] / М.А. Кронгауз. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2005. — 352 с.

6. Крутова И.Ю. Акмеологические ориентиры формирования познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку [Текст] / И.Ю. Крутова // Европейский журнал социальных наук. — 2015. — № 8. — С. 192–197. EDN: https://elibrary.ru/VEAUYF

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 03100 — Педагогика и психология / Л.М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 318 с. EDN: https://elibrary.ru/QTJOBP

8. Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема [Текст] / Д.В. Ронзин // Психологический журнал / Ред. А.В. Брушлинский, И.О. Александров, И.И. Чеснокова. — 1991. — Т. 12. № 5. — С. 65–73.

9. Тимофеева М.К. Интроспекция как предмет и как метод лингвистики [Текст] / М.К. Тимофеева // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2010. — Т. 9. — Вып. 2. С. 3–12. EDN: https://elibrary.ru/KZBUZN

10. Тимофеева М.К. Интроспекция в лингвистике и в языке // Вопросы языкознания — 2015. — № 6. — C. 33–53 [Электронный ресурс]. — URL: http://ras.jes.su/vopjaz/s207987840000339-1-1 (дата обращения: 07.11.2024). EDN: https://elibrary.ru/VKPYCH

11. Успенский В.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Успенский, А.П. Чернявская. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.

12. Яковлева Е.В. Социокультурная составляющая современных лингводидактических материалов и их суггестивная окрашенность [Текст] / Е.В. Яковлева // Методологические основы исследования когниции и коммуникации в современной лингвистике: сборник научных трудов в честь доктора филологических наук, профессора Ларисы Александровны Манерко. — М.: МАКС Пресс, 2017. — С. 275–280. EDN: https://elibrary.ru/ZQMMQD

13. Apanasyuk L.A. Peculiarities of intercultural communication in the field of tourism / L.A. Apanasyuk, Yu.V. Apanasiuk // Baltic Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 193–195. EDN: https://elibrary.ru/XULUGL

Войти или Создать
* Забыли пароль?