Профориентационная работа в образовательных учреждениях СПО занимает важное место и влияет не только на профессиональное самоопределение старшеклассников, но и на повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. Как правило, данная работа строится по двум основным направлениям: во-первых, активное привлечение абитуриентов, во-вторых, помощь в дальнейшем в трудоустройстве выпускников. В статье предпринята попытка рассмотреть профориентационную работу, направленную на решение первой задачи, так как заинтересованный абитуриент, а в дальнейшем студент – залог успешного освоения образовательного стандарта по выбранной профессии. Проведен анализ практики реализации профориентационной работы в довузовской подготовке.
профориентационная работа, довузовская подготовка, старшеклассники, молодое поколение, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023). – [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.garant.ru/.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». – [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.garant.ru/
4. Паспорт национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_319308
5. Билет в будущее : бесплатная профориентация для школьников : сайт. – Режим доступа : https:// bvbinfo.ru/
6. Волкова О.А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О.А. Волкова // Молодой ученый. – 2020. – № 3. – С. 407–408. EDN: https://elibrary.ru/XPPIEZ
7. Декина Е.В. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательнопрофессиональный маршрут / Е.В. Декина, К.С. Шалагинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). С. 42–55. DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11033; EDN: https://elibrary.ru/HICGNO
8. Панина С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / С.В. Панина. М.: Юрайт, 2024. – 363 с.
9. Профессиональное самоопределение школьников: опыт, традиции и инновации : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 03 ноября 2023 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.] : составитель, научный редактор Н. В. Абрамовских. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. 134 с.
10. Рыбина Е.А. Проблема профориентации обучающихся / Е.А. Рыбина, А.И. Торопова, А.И. Семененко // Гуманитарные научные исследования. – 2022. – № 8. – С. 34–42. EDN: https://elibrary.ru/QNQRMM
11. Socio-economic development and its impact on the ecological environment in the Russian Federation / J.A. Kitsai, A.A. Sytnik, O.V. Kabanov [et al.] // Caspian Journal of Environmental Sciences. 2021. – Vol. 19, No. 5. – P. 981-989. DOI: https://doi.org/10.22124/CJES.2021.5321; EDN: https://elibrary.ru/OBEWXZ
12. Concept and Essence of Social Supply Chain and Professional Self-Determination in education System / E.S. Sergushina, O.V. Kabanov, J.E. Starostina [et al.] // International Journal of Supply Chain Management. – 2020. – Vol. 9, No. 5. – P. 290–293.
13. Sergushina E.S. Legal, environmental and technological bases of social shelters in Russia and in the republic of Mordovia / E.S. Sergushina, O.V. Kabanov, V.A. Bogatyrskaya // E3S Web of Conferences : 22, Voronezh, 08–10 декабря 2020 года. – Voronezh, 2021. – DOIhttps://doi.org/10.1051/e3sconf/202124412027 EDN: https://elibrary.ru/VWBORP
14. Formation of Ethical and Axiological Competencies when Using ICT in Education / K.O. Vladimirovich, G.V. Viktorovich, P.O. Igorievich [et al.] // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – Vol. 12, No. 8. – P. 78–82. DOIhttps://doi.org/10.5373/jardcs/v12i8/20202448. EDN: https://elibrary.ru/ASRJVA
15. Яушева Е.С. Формы и условия дистанционного образования в условиях пандемии и принятых ограничительных санитарно-эпидемиологических мер / Е.С. Яушева, Е.С. Сергушина, О.В. Кабанов // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 19 мая 2022 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – С. 818–821. EDN: https://elibrary.ru/XKSVYU
16. Теоретические аспекты профориентационной работы со старшеклассниками в довузовской подготовке / Е.М. Троицкая, А.Л. Ускова, О.В. Кабанов, Е.С. Сергушина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2024. № 3(93). – С. 70–75. EDN: https://elibrary.ru/VPLKRR