БЮДЖЕТНЫЙ РИСК И РОЛЬ СУБЪЕКТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ЕГО УПРАВЛЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе раскрыты ключевые аспекты сущности бюджетного риска с точки зрения операционного подхода, анализируются методологические аспекты управления бюджетными рисками отдельными участниками бюджетного процесса. Автором разработана система управления бюджетными рисками, определена роль субъекта внутреннего финансового аудита на каждом этапе риск-менеджмента, а также систематизировано распределение бюджетных процедур и этапов бюджетного процесса федерального бюджета. Кроме того, подготовлены предложения по корректировке формулировки понятия «мера по минимизации (устранению) бюджетного риска» и устранен пробел в части применимости отдельных механизмов управления рисками в бюджетной сфере. Результаты исследования могут быть применены субъектами бюджетных процедур и субъектами внутреннего финансового аудита при исполнении бюджетных полномочий, в том числе по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Ключевые слова:
внутренний финансовый аудит, бюджетные риски, управление бюджетными рисками, главный администратор (администратор), бюджетные процедуры
Список литературы

1. Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO). 2004. Enterprise Risk Management—Integrated Framework: Executive Summary. Gaithersburg, MD: Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission. [Электронный ресурс] // URL: https://www.acqnotes.com/Attachments/Committee%20of%20Sponsoring%20Organizations%20of%20the%20Treadway%20Commission%20Enterprise%20Risk%20Management%20Integrated%20Framework%20Executive%

2. Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO). 2017. “Enterprise Risk Management—IntegratingWith Strategy and Performance: Executive Summary.” Gaithersburg, MD: Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission. [Электронный ресурс] // URL: https://aaahq.org/portals/0/documents/coso/coso_erm_2017_-_exec_summary.pdf.

3. International Organisation of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). 2004. Guidelines for Internal Control Standards for the Public Sector. Vienna: International Organisation of Supreme Audit Institutions [Электронный ресурс] // URL: https://www.ifad.org/elearning_cfs/INTOSAI.pdf

4. International Organisation of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). 2021. Annual Report 2021. Financial Statements Independent Auditor’s Report. Vienna: INTOSAI. [Электронный ресурс] // URL: https://www.intosai.org/fileadmin/downloads/documents/protected_area/Annual_Reports/2021/EN_2021_Annual_Report.pdf.

5. International Organisation of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). & The Institute of Internal Auditors (IIA). 2022. Applying the Three Lines Model in the Public Sector.Vienna: INTOSAI&IIA. [Электронный ресурс] // URL: https://www.theiia.org/globalassets/site/content/articles/applying_the_three_lines_model_in_the_public_sector.pdf.

6. Афендикова ЕЮ., Дунай Д.Д. Финансовые риски: методы оценки и подходы к управлению // Сборник научных работ серии "Финансы, учет, аудит". – 2021. – № 4(24). – С. 13-21.

7. Белогина Н.С., Ковалев Н.Ю. Доверие как фактор оптимизации взаимодействия внутреннего и внешнего аудита // Аудитор. – 2023. – Т. 9, № 11. – С. 10-18.

8. Бронников И.А., Блинова Н.В. Управление рисками в процессе формирования и реализации государственной политики: подходы и технологии // Полит. наука. 2016. №Спецвыпуск. – С. 267-291.

9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

10. Васюнина М.Л. Об управлении бюджетными рисками // Финансы и кредит. – 2017. – Т. 23, № 40. – С. 2408 – 2419.

11. Завалько Н.А. Риск-ориентированный подход при организации контрольно-надзорной деятельности // Самоуправление. – 2023. – № 2(135). – С. 547-550.

12. Ковалев Н.Ю., Белогина Н.С. Эффективность внутреннего аудита: обзор эмпирических исследований // Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой: Материалы V Международной студенческой научной конференции, Москва, 15–16 июня 2023 года. – Москва: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", 2023. – С. 698-704.

13. Ковалев Н.Ю., Белогина Н.С. Внутренний аудит в бюджетном и коммерческом секторах: сравнительная характеристика // Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой: Материалы VI Международной студенческой научной конференции, Москва, 22–23 мая 2024 года. – Москва: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, 2024. – С. 234-241.

14. Косов М.Е. Негативные проявления в экономической системе как факторы, влияющие на возникновение бюджетных рисков // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 5/6. - С. 639-644.

15. Кулик Г.Ю. Зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в государственное управление // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. №37. – С. 37-44.

16. Леонтьев П.Б. Совершенствование системы регулирования контрольно-надзорных функций // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2020. – № 3(42).

17. Мейтарджян Д.А. Риски в бюджетных правоотношениях : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.04 — Москва, 2019. — 230 с.

18. Носова Е. В. Статистические методы оценки бюджетного риска (на примере Ростовской области) // Наука в цифрах. – 2018. – № 1(6). – С. 58-65.

19. Петухова К.А. Практика внедрения инструментов управления рисками в государственном управлении зарубежных стран: основные стандарты и локальные документы // Проблемы анализа риска. – 2014. – Т. 11, № 6. – С. 6-21.

20. Поспелова Е.А., Казакова М.В. Препятствия для внедрения принципов New Public Management в государственных системах развивающихся стран // Финансовый журнал. 2015. №1 (23). – С. 99-110.

21. Постановление Правительства РФ от 15.02.2020 № 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений"

22. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 № 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

23. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56862)

24. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56863)

25. Приказ Минфина России от 05.08.2020 № 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 № 59596)

26. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

27. Янов В.В. Концептуальные подходы к определению понятий "риск", "финансовый риск" и "бюджетный риск" // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2011. – № 5(19). – С. 149-158.

28. Яшинa Н.И. Методический инструментарий бюджетного мониторинга выявления рисков выполнения национальных проектов в регионах России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2023. – № 2(70). – С. 47-53.

29. Яшина Н.И., Прончатова-Рубцова Н.Н. Определение бюджетных рисков Нижегородской области на основе исполнения доходной и расходной части бюджета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №4 (36). – С. 16-24.

Войти или Создать
* Забыли пароль?