В работе раскрыты ключевые аспекты сущности бюджетного риска с точки зрения операционного подхода, анализируются методологические аспекты управления бюджетными рисками отдельными участниками бюджетного процесса. Автором разработана система управления бюджетными рисками, определена роль субъекта внутреннего финансового аудита на каждом этапе риск-менеджмента, а также систематизировано распределение бюджетных процедур и этапов бюджетного процесса федерального бюджета. Кроме того, подготовлены предложения по корректировке формулировки понятия «мера по минимизации (устранению) бюджетного риска» и устранен пробел в части применимости отдельных механизмов управления рисками в бюджетной сфере. Результаты исследования могут быть применены субъектами бюджетных процедур и субъектами внутреннего финансового аудита при исполнении бюджетных полномочий, в том числе по осуществлению внутреннего финансового аудита.
внутренний финансовый аудит, бюджетные риски, управление бюджетными рисками, главный администратор (администратор), бюджетные процедуры
1. Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO). 2004. Enterprise Risk Management—Integrated Framework: Executive Summary. Gaithersburg, MD: Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission. [Электронный ресурс] // URL: https://www.acqnotes.com/Attachments/Committee%20of%20Sponsoring%20Organizations%20of%20the%20Treadway%20Commission%20Enterprise%20Risk%20Management%20Integrated%20Framework%20Executive%
2. Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO). 2017. “Enterprise Risk Management—IntegratingWith Strategy and Performance: Executive Summary.” Gaithersburg, MD: Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission. [Электронный ресурс] // URL: https://aaahq.org/portals/0/documents/coso/coso_erm_2017_-_exec_summary.pdf.
3. International Organisation of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). 2004. Guidelines for Internal Control Standards for the Public Sector. Vienna: International Organisation of Supreme Audit Institutions [Электронный ресурс] // URL: https://www.ifad.org/elearning_cfs/INTOSAI.pdf
4. International Organisation of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). 2021. Annual Report 2021. Financial Statements Independent Auditor’s Report. Vienna: INTOSAI. [Электронный ресурс] // URL: https://www.intosai.org/fileadmin/downloads/documents/protected_area/Annual_Reports/2021/EN_2021_Annual_Report.pdf.
5. International Organisation of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). & The Institute of Internal Auditors (IIA). 2022. Applying the Three Lines Model in the Public Sector.Vienna: INTOSAI&IIA. [Электронный ресурс] // URL: https://www.theiia.org/globalassets/site/content/articles/applying_the_three_lines_model_in_the_public_sector.pdf.
6. Афендикова ЕЮ., Дунай Д.Д. Финансовые риски: методы оценки и подходы к управлению // Сборник научных работ серии "Финансы, учет, аудит". – 2021. – № 4(24). – С. 13-21.
7. Белогина Н.С., Ковалев Н.Ю. Доверие как фактор оптимизации взаимодействия внутреннего и внешнего аудита // Аудитор. – 2023. – Т. 9, № 11. – С. 10-18.
8. Бронников И.А., Блинова Н.В. Управление рисками в процессе формирования и реализации государственной политики: подходы и технологии // Полит. наука. 2016. №Спецвыпуск. – С. 267-291.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
10. Васюнина М.Л. Об управлении бюджетными рисками // Финансы и кредит. – 2017. – Т. 23, № 40. – С. 2408 – 2419.
11. Завалько Н.А. Риск-ориентированный подход при организации контрольно-надзорной деятельности // Самоуправление. – 2023. – № 2(135). – С. 547-550.
12. Ковалев Н.Ю., Белогина Н.С. Эффективность внутреннего аудита: обзор эмпирических исследований // Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой: Материалы V Международной студенческой научной конференции, Москва, 15–16 июня 2023 года. – Москва: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", 2023. – С. 698-704.
13. Ковалев Н.Ю., Белогина Н.С. Внутренний аудит в бюджетном и коммерческом секторах: сравнительная характеристика // Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой: Материалы VI Международной студенческой научной конференции, Москва, 22–23 мая 2024 года. – Москва: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, 2024. – С. 234-241.
14. Косов М.Е. Негативные проявления в экономической системе как факторы, влияющие на возникновение бюджетных рисков // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 5/6. - С. 639-644.
15. Кулик Г.Ю. Зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в государственное управление // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. №37. – С. 37-44.
16. Леонтьев П.Б. Совершенствование системы регулирования контрольно-надзорных функций // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2020. – № 3(42).
17. Мейтарджян Д.А. Риски в бюджетных правоотношениях : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.04 — Москва, 2019. — 230 с.
18. Носова Е. В. Статистические методы оценки бюджетного риска (на примере Ростовской области) // Наука в цифрах. – 2018. – № 1(6). – С. 58-65.
19. Петухова К.А. Практика внедрения инструментов управления рисками в государственном управлении зарубежных стран: основные стандарты и локальные документы // Проблемы анализа риска. – 2014. – Т. 11, № 6. – С. 6-21.
20. Поспелова Е.А., Казакова М.В. Препятствия для внедрения принципов New Public Management в государственных системах развивающихся стран // Финансовый журнал. 2015. №1 (23). – С. 99-110.
21. Постановление Правительства РФ от 15.02.2020 № 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений"
22. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 № 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
23. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56862)
24. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56863)
25. Приказ Минфина России от 05.08.2020 № 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 № 59596)
26. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
27. Янов В.В. Концептуальные подходы к определению понятий "риск", "финансовый риск" и "бюджетный риск" // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2011. – № 5(19). – С. 149-158.
28. Яшинa Н.И. Методический инструментарий бюджетного мониторинга выявления рисков выполнения национальных проектов в регионах России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2023. – № 2(70). – С. 47-53.
29. Яшина Н.И., Прончатова-Рубцова Н.Н. Определение бюджетных рисков Нижегородской области на основе исполнения доходной и расходной части бюджета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №4 (36). – С. 16-24.