Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
УДК 658 Управление предприятиями. Организация и техника торговли
УДК 65.01 Методические вопросы. Теория и практика организации
УДК 65.012.23 Предварительная оценка дальнейшего развития
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Введение. Материалы статьи посвящены рассмотрению сложноорганизованного процесса стратегического управления жизненным циклом наукоемкой продукции, в котором одной из основных проблем является реализация единой стратегии. Основой формирования современной стратегии управления жизненным циклом наукоемкой продукции выступает комбинирование управленческих решений функционального характера таким образом, чтобы исключить противоречия и учесть их соответствие критериям эффективности. Для решения проблемы совместимости стратегических решений в работе предложен и апробирован метод анализа взаимосвязанных областей решения (AIDA). Описание данных и методов исследования. В статье рассмотрены теоретические основы стратегического управления, уделено особое внимание уровням принятия стратегических решений от международного и национального до локального. В статье предложена модифицированная матрица стратегического управления, которая расширяет уровни разработки и реализации стратегических решений и связанные с ними объекты управления жизненным циклом наукоемких изделий, позволяя сформировать теоретический и практический базис общей стратегии. Интегрированный процесс управления жизненным циклом наукоемкой продукции с позиции разработки стратегии управления включает взаимосвязанные между собой управленческие решения из ключевых функциональных направлений и бизнес-процессов, их классификация отражена в представленной научной статье. В целях анализа совместимости управленческих решений стратегического характера, формирующих единую стратегию управления жизненным циклом наукоемкой продукции, предложен метод исследования взаимосвязанных областей решений (AIDA). Разработанный в 1986 г. и апробированный в дальнейшем в различных областях метод позволил исключить несовместимые проектные решения в стратегии управления жизненным циклом, выбрав наиболее оптимальные по критериям эффективности, обеспечения конкурентоспособности и оптимизации времени цикла «разработка-производство». Результаты исследования. По итогам анализа было сформировано оптимальное сочетание стратегических решений функционального уровня, которое отражает современные тенденции развития инновационных производственных систем, сталкивающихся с необходимостью снизить риски информационного, финансово-инвестиционного характера путем организации сквозного вытягивающего материально-информационного логистического потока, внедрения партнерских программ управления персоналом в долгосрочной перспективе. Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть положены в основу методологии разработки стратегии управления жизненным циклом наукоемкой продукции на региональном, национальном и международном уровнях.
жизненный цикл наукоемкой продукции, стратегическое управление, анализ взаимосвязанных областей решения
1. Ильина, С. А. Формирование стратегий коммерциализации инновационного проекта в условиях сетевой организации бизнеса / С. А. Ильина // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8, № 3(34). – С. 32. – EDN WIRIVN.
2. Доброва, Е. Д. Классификация портфелей проектов и их взаимосвязь со стратегией развития наукоемких промышленных предприятий / Е. Д. Доброва // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2020. – № 1. – С. 21-28. – DOIhttps://doi.org/10.33983/2075-1826-2020-1-21-28. – EDN HJYZCK.
3. Назаров, А. Г. Классификация и систематизация стратегий развития промышленных предприятий / А. Г. Назаров // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 2. – С. 102-116. – DOIhttps://doi.org/10.28995/2073-6304-2019-2-102-116. – EDN LORSNX.
4. Егоров, С. О. Классификация антикризисных стратегий предприятия / С. О. Егоров // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 1(60). – С. 508-512. – EDN PGOSPC.
5. Рыбкина, О. В. Развитие организационных структур управления предприятий наукоемкого сектора промышленности / О.В. Рыбкина // Организатор производства, 2016. - №1 (68). – С.39-46 EDN: https://elibrary.ru/WBMMEX
6. Филимонова, Ю. В. Функциональные стратегии предприятия: сущность и классификация / Ю. В. Филимонова // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2019. – № 13. – С. 261-267. – DOIhttps://doi.org/10.36629/2686-777x-2019-1-13-261-267. – EDN QAEVNO.
7. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание [Текст] / И. Ансофф; под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с. EDN: https://elibrary.ru/TLZZWR
8. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2006. – 296 с. EDN: https://elibrary.ru/QOFRJD
9. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия [Текст] / Г.Б. Клейнер. – М.: Дело и сервис, 2008. – 234 с. EDN: https://elibrary.ru/QSLKBX
10. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – С.452-459;
11. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
12. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа [Текст] / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – 12-е изд. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003;
13. Раткин, Л. С. Жизненный цикл процесса, интегрированного в корпоративный цикл производства наукоемкой продукции / Л. С. Раткин // Вестник Московского государственного открытого университета. Москва. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 3. – С. 35-41. – EDN OWCNGH.
14. Никифоров, А. Д. Процессы жизненного цикла продукции в машиностроении : учебное пособие / А. Д. Никифоров, А. В. Бакиев. – Москва : Издательство "Высшая Школа", 2012. – 688 с. – ISBN 978-5-4372-0056-8. – EDN RAZVFV.
15. Джонс Д.К. Методы проектирования / Д.К. Джонс. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – С. 265
16. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2007. – 505 с.
17. Жирков А.В. Математическая модель взаимодействия предприятий по производству продуктов питания молочной отрасли АПК РФ / А.В. Жирков // Наука и Образование: электронное научно-техническое издание, 2009. - №10. – Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/132889.html
18. Ильина, С. А. Формирование стратегий коммерциализации инновацион-ного проекта в условиях сетевой организации бизнеса / С. А. Ильина // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8, № 3(34). – С. 32. – EDN WIRIVN.
19. Доброва, Е. Д. Классификация портфелей проектов и их взаимосвязь со стратегией развития наукоемких промышленных предприятий / Е. Д. Доброва // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2020. – № 1. – С. 21-28. – DOIhttps://doi.org/10.33983/2075-1826-2020-1-21-28. – EDN HJYZCK.
20. Назаров, А. Г. Классификация и систематизация стратегий развития про-мышленных предприятий / А. Г. Назаров // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 2. – С. 102-116. – DOIhttps://doi.org/10.28995/2073-6304-2019-2-102-116. – EDN LORSNX.
21. Егоров, С. О. Классификация антикризисных стратегий предприятия / С. О. Егоров // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 1(60). – С. 508-512. – EDN PGOSPC.
22. Рыбкина, О. В. Развитие организационных структур управления предприятий наукоемкого сектора промышленности / О.В. Рыбкина // Организатор производства, 2016. - №1 (68). – С.39-46 EDN: https://elibrary.ru/WBMMEX
23. Филимонова, Ю. В. Функциональные стратегии предприятия: сущность и классификация / Ю. В. Филимонова // Вестник Ангарского государственного тех-нического университета. – 2019. – № 13. – С. 261-267. – DOIhttps://doi.org/10.36629/2686-777x-2019-1-13-261-267. – EDN QAEVNO.
24. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание [Текст] / И. Ансофф; под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с. EDN: https://elibrary.ru/TLZZWR
25. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2006. – 296 с. EDN: https://elibrary.ru/QOFRJD
26. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия [Текст] / Г.Б. Клейнер. – М.: Дело и сервис, 2008. – 234 с. EDN: https://elibrary.ru/QSLKBX
27. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / В.Н. Па-рахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – С.452-459;
28. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конку-рентов [Текст] / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
29. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа [Текст] / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – 12-е изд. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003;
30. Раткин, Л. С. Жизненный цикл процесса, интегрированного в корпора-тивный цикл производства наукоемкой продукции / Л. С. Раткин // Вестник Мос-ковского государственного открытого университета. Москва. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 3. – С. 35-41. – EDN OWCNGH.
31. Никифоров, А. Д. Процессы жизненного цикла продукции в машино-строении : учебное пособие / А. Д. Никифоров, А. В. Бакиев. – Москва : Издательство "Высшая Школа", 2012. – 688 с. – ISBN 978-5-4372-0056-8. – EDN RAZVFV.
32. Джонс Д.К. Методы проектирования / Д.К. Джонс. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – С. 265
33. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2007. – 505 с.
34. Жирков А.В. Математическая модель взаимодействия предприятий по производству продуктов питания молочной отрасли АПК РФ / А.В. Жирков // Наука и Образование: электронное научно-техническое издание, 2009. - №10. – Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/132889.html
35. Рыбкина, О. В. Стратегическое управление развитием наукоемких про-изводств: практикум / О. В. Рыбкина, В. Н. Родионова. – Курск : ЗАО «Универси-тетская книга», 2024. – 157 с. – ISBN 978-5-907857-26-1. – EDN OZFTOD.
36. Рыбкина, О. В. Стратегический менеджмент / О. В. Рыбкина, В. Н. Ро-дионова. – Курск : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. – 197 с. – ISBN 978-5-907776-17-3. – EDN MFOUVT.