Россия
В представленной статье на материалах региональных статистических сборников и ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений прослежен процесс развития вечерней формы обучения в данной системе на территории европейского севера России. Хронологические рамки исследования обоснованы проводимой в данный период в СССР реформой образования, одним из значимых аспектов которой являлось развитие рассматриваемой формы обучения. Удалось выявить, что к концу 1960-х гг. в системе среднего специального образования на европейском севере РСФСР заметно расширился список техникумов и училищ, в которых функционировали вечерние отделения, и значительно возросло количество учащихся на данных отделениях. Благодаря развитию вечерней формы обучения техникумам и училищам удалось существенно увеличить подготовку специалистов среднего звена.
среднее специальное образование, европейский север России, техникумы, вечернее обучение, 1950–1960-е гг.
Среди реформ Н. С. Хрущева реформа системы образования в СССР принесла, на наш взгляд, заметный положительный эффект для быстрого развития страны и проведения научно-технической революции. Без подготовленных кадров, в первую очередь средней квалификации, невозможно было внедрять новую технику в производство и выстраивать новые технологические процессы, позволяющие резко увеличить производительность труда. Речь шла о повсеместной замене ручного труда трудом механизированным. Однако старые подходы к образовательной системе вообще и системе среднего специального образования, в частности, затрудняли ее развитие и, как следствие, развитие страны. Реформаторам предстояло в короткое время решить несколько важных задач. В области школьного образования – повысить образовательный уровень выпускников школ. В области среднего специального и высшего образования – в максимально возможной степени приблизить подготовку специалистов к нуждам модернизирующейся экономики как через подготовку студентов и учащихся на новейшем оборудовании, так и через значительное увеличение подготовки специалистов из лиц, уже работающих на производстве. Для этого необходимо было стимулировать развитие систем обучения, позволяющих работающим практикам повышать свой образовательный уровень через вечернюю и заочную формы обучения. В области образования необходимо было снять ограничение в получении среднего школьного, среднего специального и высшего образования, выражавшееся в его платности. Это ограничение было снято в 1956 г. путем отмены взимания платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях (Постановление Совета Министров СССР № 768 от 6 июня 1956 г.) [1].
В данной работе мы рассмотрим вопрос о развитии вечерней формы обучения в системе среднего специального образования в 1950–1960-х гг., т. е. проследим не только конкретный ход реформы в выбранных для исследования регионах, но и ее последствия уже после окончания хрущевской эпохи советской истории (после октября 1964 г.).
Цель исследования – рассмотреть вопрос об успешности реформы образования в данном аспекте развития вечерней формы обучения в среднем специальном образовании. Поставленный вопрос мы изучим на материалах, европейского севера РСФСР (Архангельской, Вологодской и Мурманской областях, а также Карельской и Коми автономных республиках (АССР)), привлекая по мере необходимости сведения в целом по РСФСР.
Система вечернего обучения, сыгравшая существенную положительную роль в развитии школьного образования в дореволюционной России и СССР, нашла свое отражение и в подготовке кадров средней квалификации для народного хозяйства страны: «За годы Советской власти была создана государственная система высшего и среднего специального вечернего образования. Уже в 20–30-е гг. при высших (преимущественно гуманитарных) и средних специальных учебных заведениях стали открываться вечерние факультеты и отделения, были организованы самостоятельные вечерние вузы и техникумы (в 1940 г. работало 8 таких вузов и 47 техникумов)» [2].
Развитие вечернего обучения в целом (вечерние школы рабочей молодежи, вечерние отделения вузов и средних специальных учебных заведений) и в средних специальных учебных заведениях, в частности, было частью общей реформы образования 1950-х гг., направленной на подготовку кадров в условиях начавшейся технической и технологической революции (так называемая научно-техническая революция). В системе среднего специального образования перед реформаторами стояли задачи: 1. привлечение выпускников средних школ в техникумы и училища; 2. повышение квалификационного уровня практиков, находящихся на низких и средних руководящих должностях (прорабы, мастера, технологи, руководители цехов, ферм, колхозов и отделений совхозов и т. д.). Первую задачу попытались решить через введение в систему дневного обучения этих учебных заведений групп ускоренной подготовки из числа окончивших 10 классов; вторую – через развитие вечернего и заочного обучения в техникумах, училищах и других средних специальных учебных заведениях.
В целом вопрос о существовании вечернего образования в средних специальных учебных заведениях как фрагментарно, так и более подробно затрагивался во многих работах по истории среднего специального образования субъектов РСФСР, истории отдельных техникумов и училищ, в обобщающих научных работах по истории областей и республик европейского севера России и отдельных городов, энциклопедических изданиях и др. [см., напр.: 3-12 и др.]. В то же время нам неизвестно ни одной работы, в которой прослежено развитие данного вида обучения на протяжении исследуемого периода, хотя именно такой подход позволяет увидеть результативность работы реформаторов в этом вопросе.
Первое известное нам крупное решение, касающееся вечернего обучения в средних специальных учебных заведениях в 1950-х гг., было зафиксировано в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС № 1863 от 30 августа 1954 г. «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», к которому были приложения: «Мероприятия по развитию и улучшению заочного и вечернего высшего и среднего специального образования» и «Об установлении дополнительных оплачиваемых отпусков студентам вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений и о порядке оплаты некоторых категорий работников высших учебных заведений» [13]. Это Постановление впервые рассматривало вечернюю и заочную формы обучения в высшей и средней специальной школах как равные дневной форме обучения.
Принятый 24 декабря 1958 г. закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [14] значительно усилил данную тенденцию. Закон не только продекларировал, что «В новых условиях особое значение приобретает подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях путем заочного и вечернего обучения (выделено нами – А. М.). Заочная и вечерняя система высшего и среднего специального образования должна строиться таким образом, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели при желании возможность получить высшее или среднее специальное образование или повысить свою квалификацию». Но и были предложены конкретные меры развития данных форм подготовки специалистов, в том числе и среднего звена. В статье 25 закона говорилось, что «Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним специальным образованием (выделено нами – А. М.), проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение принимать преимущественно лиц, работающих по профессиям, родственным избранной специальности».
Статья 29 закона декларировала приоритетное положение указанных форм обучения и в высшей школе: «Признать необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях».
Закон требовал от Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по реализации положений данного закона, в частности, «предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отрыва от производства;
е) укрепление материально-технической базы вечернего и заочного высшего и среднего специального образования, обеспечивающее широкое использование кино, радио, телевидения и других современных научно-технических средств».
Наконец, статья 42 закона определяла, что «перестройку высшего и среднего специального образования осуществить в течение трех-пяти лет, начиная с 1959/60 учебного года, с учетом национальных и местных особенностей и таким образом, чтобы количество выпускаемых ежегодно специалистов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребностями в них».
На прошедшем в начале 1959 г. внеочередном XXI съезде КПСС было подчеркнуто, что «в 1959–1965 гг. намечается значительное <…> расширение вечернего и заочного высшего и среднего специального образования» [15]. На основании чего было принято Постановление Совета Министров СССР № 720 от 2 июля 1959 г. «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений», в котором с 1959/60 учебного года для указанных категорий учащихся устанавливались дополнительные отпуска с сохранением заработной платы (на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта), дополнительные выходные на первые 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов с сохранением 50 % от заработной платы и пр. [16].
Исходя из приведенных данных, мы считаем, что указанные выше документы были рубежными в формировании идеологии реформирования среднего специального образования и значительном увеличении роли вечернего и заочного обучения в развитии системы подготовки кадров средней квалификации в стране в целом и РСФСР в частности.
До проведения масштабной реформы образования в ряде министерств и ведомств СССР и РСФСР существовали вечерние отделения и даже вечерние средние специальные учебные заведения. Так, у Министерства просвещения РСФСР в 1952/53 учебном году в подчинении было 389 дневных училищ, два вечерних училища (оба – дошкольные) и пять вечерних отделений (одно при школьном педагогическом училище, три – при дошкольных и одно – при художественно-графическом училищах) [17]. Однако это явление не имело широкого распространения в прочих министерствах, в подчинении которых находились различные техникумы и училища.
В 1940 – начале 1950-х г., по крайней мере, в одном регионе европейского севера России существовала форма вечернего обучения в средних специальных учебных заведениях. Так, в Архангельской области статистики отмечают наличие учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся на вечерних отделениях в 1945/46 учебном году (0,1 тыс. чел.) [18] и 1950/51 учебном году (0,3 тыс. чел.) [19]. Всего на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений и отдельных вечерних техникумах в РСФСР в целом в 1950/51 году обучалось 41,5 тыс. чел., следовательно, доля Европейского Севера составляла 0,72 %. В то же время доля всех учащихся средних специальных учебных заведений европейского севера России в общей численности таких учащихся РСФСР в этом году равнялась 3,75 % (30,4 тыс. чел. из 810 тыс.чел.).
После начала указанной реформы положение стало меняться. Резко увеличились темпы развития вечернего обучения в системе среднего специального образования РСФСР в целом и регионах европейского севера России в частности. В 1958/59 учебном году в РСФСР вечерников, получающих среднее специальное образование, насчитывалось 220,2 тыс. чел., в 1959/60 учебном году – уже 231,6 тыс. чел. [20].
Рассмотрим ситуацию с этим вопросом на европейском севере России. Для этого приведем конкретные данные по разным регионам европейского севера РСФСР за вторую половину 1950-х г.
В Архангельской области вечерние отделения в 1958/59 учебном году действовали в восьми средних специальных учебных заведениях из 25 существовавших [21, л. 41–46 об.].
В Маймаксанском лесопильно-деревообрабатывающем техникуме в группах основного отделения и ускоренной подготовки изучали специальность «Лесопильно-деревообрабатывающее производство». В 1958/59 учебном году на вечернем отделении уже действовали три курса, т. е. оно было открыто 1956/57 учебном году. Всего в этом техникуме обучалось вечерников 77 чел. [там же, л. 46].
В Архангельском строительном техникуме на вечернем отделении по специальности «Промышленное и гражданское строительство» обучалось 88 чел. Само отделение было открыто в 1957/58 учебном году [там же, л. 45 об.].
Одним из наиболее старых по времени существования в Архангельской области было вечернее отделение в Северодвинском строительном техникуме. Оно существовало как минимум с 1953/54 учебного года. Еще одна особенность этого вечернего отделения – вечерников было больше, чем учившихся на дневном отделении. На вечернем отделении по специальности «Промышленное и гражданское строительство» обучался 191 чел., а на дневном отделении по той же специальности – 164 чел. [там же, л. 45 об.].
Таким же старым было вечернее отделение в Северодвинском судостроительном техникуме. Оно также существовало как минимум с 1953/54 учебного года. В этом техникуме на вечернем обучении действовали группы основных отделений и ускоренной подготовки и курсы мастеров. Подготовка проходила по специальностям: «Электрооборудование судов»; «Обработка металлов резанием»; «Судокорпусостроение»; «Судовые машины и механизмы»; «Литейное производство черных металлов». Всего на вечернем отделении этого техникума в 1958/59 учебном году обучалось 464 чел. [там же, л. 45].
В Архангельском коммунально-строительном техникуме вечернее отделение было создано только в 1958/59 учебном году, когда и был произведен первый набор учащихся (30 чел.) по специальности «Промышленное и гражданское строительство» [там же, л. 44].
В Архангельском мореходном училище вечернее отделение, вероятно, было открыто в 1956/57 учебном году, причем сначала там были лишь курсы мастеров по специальности «Судокорпусостроение». В следующем году открыли группы основного отделения по специальностям: «Судоремонт»; «Судовые машины и механизмы». И в 1958/59 учебном году произведен первый набор в группу по специальности «Морское судовождение». Всего в этом техникуме на вечернем отделении обучалось 146 чел. [там же, л. 43 об., 44].
В Лимендском речном техникуме как минимум с 1953/54 учебного года на вечернем обучении работало отделение стажистов, готовивших специалистов средней квалификации по специальности «Судовые машины и механизмы». Всего по состоянию на 1958/59 учебный год, там обучалось 146 вечерников [там же, л. 43 об.].
В Первом Архангельском медицинском училище в 1958/59 учебном году открыли вечернее отделение, на котором по специальности «Фельдшер» готовились 27 чел. [там же, л. 41 об.].
Всего в Архангельской области на вечерних отделениях обучалось в 1958/59 учебном году 1169 чел. [там же, л. 41–46 об.].
В Вологодской области в 1958/59 учебном году действовало четыре вечерних отделения и один вечерний техникум [там же, л. 1–5 об.].
В Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме вечернее обучение действовало, вероятно, с 1954/55 учебного года (мы основываем это предположение из данных о наличии учащихся на 1–5 курсах вечернего отделения, отмеченных в статистическом отчете за 1958/59 учебный год [там же, л. 5 об.]), хотя в литературе присутствует мнение, что оно действовало с 1956 г. [12, с. 443]. В техникуме функционировали: основное отделение, на котором готовили кадры средней квалификации по специальности «Электрики промышленных предприятий», и курсы мастеров по трем специальностям: «Электрики промышленных предприятий»; «Технологи целлюлозно-бумажной промышленности»; «Механики целлюлозно-бумажной промышленности». Всего в техникуме обучалось 128 вечерников [21, л. 5 об.].
Вечернее отделение в Череповецком строительном техникуме было открыто, скорее всего, не позднее 1953/54 учебного года, где по специальности «Промышленное и гражданское строительство» обучались 235 чел. [там же, л. 5].
В Вологодском техникуме железнодорожного транспорта на вечернем отделении действовали только курсы мастеров. На них обучалось по специальности «Паровозное и вагонное хозяйство» 47 чел. [там же, л. 4].
В Великоустюгском речном училище, вероятно, в 1957/58 учебном году было открыто вечернее отделение, где по специальности «Штурманское отделение» обучалось 47 чел. [там же, л. 3 об.].
Какое-то время действовало вечернее отделение в Вологодском медицинском училище, которое выпускало фельдшеров. Последний выпуск специалистов произошел в 1957/58 учебном году [там же, л. 2].
На вечерних отделениях в 1958/59 учебном году обучалось 457 чел.
В Вологодской области в 1950-х гг. функционировал единственный на европейском севере РСФСР вечерний техникум – Красавинский (позднее – Вологодский) вечерний текстильный техникум. Вероятно, он был открыт в 1953/54 учебном году, так как его архивный фонд включает в себя документы начиная с 1953 г. [6, с. 162]. Там происходило обучение по специальностям: «Технологи по ткачеству»; «Технологи по отделке тканей» и «Механики ткацкого производства». В 1958/59 учебном году там обучалось 92 чел. [21, л. 4 об.].
Таким образом, всего на вечерней форме обучения в отделениях и вечернем техникуме в Вологодской области в 1958/59 учебном году получали среднее специальное образование 548 чел. [там же, л. 1–5 об.].
В начале 1959/60 учебного года в Вологодском вечернем текстильном техникуме обучался 161 чел. [22].
В 1958/59 году в Мурманской области вечерние отделения были в двух из пяти имевшихся в области средних специальных учебных заведениях: Кировском горно-химическом и Мончегорском горно-металлургическом техникумах.
В Кировском горно-химическом техникуме на вечернем отделении учащиеся в четырех группах изучали специальности: «Горная электромеханика»; «Разработка рудных и россыпных месторождений»; «Обогащение полезных ископаемых» и «Промышленное и гражданское строительство». Причем последняя специальность была введена в изучение на данном отделении лишь в 1958/59 учебном году. Всего в этом техникуме на вечернем отделении обучалось 254 чел. [23, л. 1].
В Мончегорском горно-металлургическом техникуме на вечернем отделении изучали также четыре специальности: «Разработка рудных и россыпных месторождений»; «Горная электромеханика»; «Металлургия тяжелых цветных металлов»; и «Промышленное и гражданское строительство». Всего в этом техникуме в 1958/59 учебном году обучалось 249 вечерников [там же, л. 2].
Всего в 1958/59 учебном году в Мурманской области на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений училось 503 чел.
В 1958/59 учебном году на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений Карельской АССР обучалось 0,5 тыс. учащихся [24].
В 1959/60 учебном году в Карельской АССР из 12 средних специальных учебных заведений вечерние отделения действовали в четырех: Петрозаводском лесотехническом техникуме, Петрозаводском строительном техникуме, Петрозаводском автодорожном техникуме и Петрозаводском медицинском училище.
В Петрозаводском лесотехническом техникуме на вечернем отделении действовали основное отделение, группы ускоренной подготовки и курсы мастеров. На всех перечисленных отделениях проходило обучение по одной специальности «Обработка металла резанием». На основном отделении ранее изучалась специальность «Оборудование лесозаготовительных предприятий», но в 1958/59 учебном году состоялся последний выпуск подготовленных специалистов по этой специальности (28 чел.). То же было и на курсах мастеров – в 1958/59 учебном году выпустили последнюю группу по специальности «Обработка металла резанием» (22 чел.) и фактически курсы мастеров перестали существовать. Всего на вечернем отделении этого техникума в 1959/60 учебном году обучалось 153 чел. [25, л. 85].
В Петрозаводском строительном техникуме на вечернем обучении работало только основное отделение с изучением базовой специальности «Промышленное и гражданское строительство». На вечернем отделении обучалось 270 чел. [там же, л. 86].
В указанных двух техникумах вечерние отделения были открыты, возможно, в 1955/56 учебном году. Это предположение базируется на том, что там были учащиеся на всех пяти курсах.
В Петрозаводском автодорожном техникуме вечернее отделение было открыто, вероятно, в 1958/59 учебном году. В 1959/60 учебном году на это отделение прошел лишь второй набор. Там действовала одна группа основного отделения с изучением специальности «Эксплуатация и ремонт автомобильной техники». На вечернем отделении обучалось в 1959/60 учебном году 64 чел. [там же, л. 88].
В Петрозаводском медицинском училище вечернее отделение было открыто в 1959/60 учебном году. На основное отделение по специальности «Медицинские сестры общего профиля» было принято 66 чел. [там же, л. 92].
Всего в Карельской АССР в 1959/60 учебном году обучалось на вечерних отделениях 553 чел.
В Коми АССР впервые вечерние отделения были открыты в 1956/57 учебном году в двух техникумах: Воркутинском горном и Ухтинском горно-нефтяном.
В Воркутинском горном техникуме в этом году на вновь открытое вечернее отделение были приняты 35 чел. На отделении работала одна группа по специальности «Подземная разработка угольных месторождений» [26, л. 21]. На такую же специальность набирались в этом году учащиеся основных отделений и группы ускоренной подготовки дневного обучения.
В Ухтинском горно-нефтяном техникуме открывшееся вечернее отделение предлагало учащимся изучать две специальности в группах: «Технология переработки нефти и газа и искусственного жидкого топлива» (набрано 28 учащихся) и «Оборудование нефтегазоперерабатывающих заводов» (24 чел.). Всего на вечернее обучение набрано в 1956/57 учебном году 52 чел. [там же, л. 20]. Необходимо отметить, что указанные специальности не изучались на отделениях дневного обучения.
Вероятно, в Воркутинском горном техникуме желающих заниматься на вечернем отделении было много. Поэтому в 1957/58 учебном году там значительно увеличился контингент вечерников. Вечернее отделение разделили на группу основных отделений (на базе 7 классов общеобразовательной школы) (набрано 17 чел.) и группу ускоренной подготовки для лиц, имеющих среднее образование в рамках 10 классов (29 чел.). На вечернем отделении были также открыты курсы мастеров с двух- и трехгодичным сроками обучения. Было набрано соответственно 25 и 22 чел. Всего в Воркутинском горном техникуме на вечернем отделении обучалось 118 чел. [27, л. 17].
В Ухтинском горно-нефтяном техникуме отмечалось несколько другое положение. В 1957/58 учебном году прием вечерников осуществлялся только в группу, изучающую технологию переработки нефти и газа и жидкого топлива (принято 20 чел.). Всего же в этом техникуме в данном году вечерников было 66 чел. [там же, л. 26].
В 1958/59 учебном году в Воркутинском горном техникуме обучалось 163 вечерника, в Ухтинском горно-нефтяном техникуме – 96 [28]. В 1959/60 учебном году в данных техникумах обучалось уже 328 и 144 чел. соответственно [29, л. 51, 54].
Итак, в 1956/57 учебном году на вечерних отделениях двух техникумов Коми АССР обучалось 87 учащихся; в 1957/58 учебном году – 184; в 1958/59 – 259 и в 1959/60 – 472 чел., т. е. в течение четырех лет произошел рост числа учащихся вечерних отделений более чем в пять раз.
Кроме того, с 1 сентября 1959 г. были открыты два вечерних филиала Воркутинского горного техникума: в пос. Комсомольский г. Воркуты на месте строительства одной из крупнейших угольных шахт страны и г. Инте. В связи с этим численность учащихся-вечерников значительно выросла: 80 чел. были приняты в Воркутинский филиал, 74 чел. – в Интинский [там же, л. 53].
Итак, во второй половине 1950-х гг. во всех областях и республиках европейского севера РСФСР работали вечерние отделения ряда средних специальных учебных заведений. Причем ежегодно начиная с 1956/57 учебного года такие отделения открывались во все новых техникумах и училищах. Всего в конце 1950-х гг. на европейском севере России действовало 20 вечерних отделений и один вечерний техникум. Численность учащихся в них в 1958/59 учебном году составляла около 3 тыс. чел.
В 1960-х гг. указанный процесс развития вечернего среднего специального образования продолжался. Это совпадало с тенденциями, характерными для РСФСР в целом. Так, в РСФСР число вечерников в 1960/61 учебном году составляло 267 тыс. чел.; в 1961/62 – 349; в 1963/64 – 379 [30]; в 1964/65 – 411 [31]; в 1965/66 – 438; в 1966/67 – 468; в 1967/68 – 489 [32]; в 1968/69 – 493 [33]; в 1969/70 учебном году – 464 тыс. чел. [34].
Были открыты новые вечерние отделения в разных средних специальных учебных заведениях и еще один вечерний техникум. Проиллюстрируем процесс открытия новых вечерних отделений на примере Коми АССР: еще в 1961/62 учебном году вечерние отделения были, как и в конце 1950-х гг., в двух техникумах – Воркутинском горном и Ухтинском горно-нефтяном [35]. Через два года, в 1963/64 учебном году, уже в восьми средних специальных учебных заведениях республики были вечерние отделения: в Воркутинском горном техникуме, Ухтинском горно-нефтяном техникуме, Интинском индустриальном техникуме (изначально он преобразован из вечернего отделения Воркутинского горного техникума и почти сразу там было создано вечернее отделение), Сыктывкарском медицинском училище, Воркутинском медицинском училище, Сыктывкарском музыкальном училище, Сыктывкарском педагогическом училище им. И. А. Куратова и Печорском речном техникуме [36, л. 32–40].
Фиксируется также синхронное открытие вечерних отделений средних специальных учебных заведений, подведомственных одному министерству. Так, в начале 1960-х гг. были открыты вечерние отделения в музыкальных училищах Министерства культуры РСФСР во всех регионах европейского севера РСФСР. Так, вечерние отделения в Архангельском, Мурманском и Петрозаводском музыкальных училищах Карельской АССР были открыты, вероятно, в 1960/61 учебном году; в Вологодском и Сыктывкарском музыкальных училищах Коми АССР – в 1962/63 учебном году. В них в 1963/64 учебном году обучалось: в Архангельском – 39 чел., Вологодском – 29, Мурманском – 36, Петрозаводском – 83 и в Сыктывкарском – 31 чел. [37]. Мы считаем, что открытие вечерних отделений во всех музыкальных училищах европейского севера России не было изолированным явлением и отражало выполнение прямого указаниязакона СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Напомним, что статья 35 закона утверждала следующее: «При подготовке специалистов с высшим и средним образованием в области музыки, живописи, театрального и других видов искусства большее распространение должна получить система обучения без отрыва от производства (выделено нами – А. М.) с тем, чтобы обеспечить возможности для получения этого образования широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа».
Также на европейском севере России фиксируется положительная, по сравнению со второй половиной 1950-х гг., динамика численности учащихся-вечерников.
В Архангельской области на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений в 1960/61 учебном году обучалось 1,4 тыс. чел., в 1965/66 – 1,9 тыс. чел., в 1966/67 – 2,2; и в 1970/71 учебном году – 1,7 тыс. чел. [18; 19].
В Вологодской области данный процесс также проходил. Кроме того, там развивалось вечернее обучение через работу вечерних техникумов. В 1960-е гг. в Вологодской области уже действовало два таких средних специальных учебных заведения: Вологодский вечерний текстильный техникум и Череповецкий вечерний металлургический техникум.
В Вологодском вечернем текстильном техникуме обучалось в 1964/65 учебном году 340 чел., в 1965/66 – 333 чел., в 1966/67 – 323, и в 1970/71 учебном году – 145 чел. [38, с. 157; 39].
В Череповецком вечернем металлургическом техникуме обучалось в 1964/65 учебном году 1696 чел., в 1965/66 – 1712, в 1966/67 – 1738, и в 1970/71 учебном году – 1474 чел. [38, с. 158; 39], т. е., только в этих двух вечерних техникумах в общей сложности обучалось в 1965/66 учебном году 2045 учащихся, в 1966/67 – 2061 и в 1970/71 учебном году – 1619 чел.
В Мурманской области на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений в 1960/61 учебном году обучалось 657 чел.; в 1965/66 – 1070 чел.; в 1970/71 учебном году – 1211 чел. [40].
В Карельской АССР на вечерних отделениях изучаемых учебных заведений в 1965/66 учебном году обучалось 1,1 тыс., в 1966/67 учебном году – 1,3 тыс. чел. [24]. В 1970/71 учебном году численность вечерников там составляла 1,1 тыс. чел. [41].
В Коми АССР на вечерних отделениях техникумов и училищ в 1960/61 учебном году обучалось 700 чел. [42], 1961/62 – 879 [35], 1963/64 – 1585 чел. [36, л. 32], 1965/66 – 2,600, в 1970/71 учебном году – 2,800 [43].
Итак, одним из положительных моментов реформирования народного образования в СССР в 1950-х гг. явилось развитие вечернего образования в целом и вечернего среднего специального образования в частности. Во введении в жизнь действительно массового вечернего обучения для подготовки специалистов среднего звена реформа Н. С. Хрущева, на наш взгляд, была успешной. По всей стране сотни тысяч практиков получили благодаря ей среднее специальное образование и соответствующую профессиональную подготовку. Это, в свою очередь, позволило резко ускорить темпы модернизации экономики страны на пути научно-технической революции. Европейский север РСФСР – в то время динамично развивавшийся регион – в результате дополнительно получил тысячи специалистов.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1. Народное образование в СССР: сборник документов. 1917–1973 / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев [и др.]. – Москва : Педагогика, 1974. – С. 192.
2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. – Москва : Издательство Советская энциклопедия, 1971. – Т. 4. – С. 596.
3. Безносиков, Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1973. – 176 с.
4. Золотарев, О. В. Народное образование в Республике Коми (1941–2009 годы) / О. В. Золотарев. – Сыктывкар : КГПИ, 2009. – 133 с.
5. Котов, П. П. В начале пути (система дошкольного воспитания в городе Сыктывкаре в 1918–1945 годах) / П. П. Котов, Т. А. Мартынчук; отв. ред. д.и.н. И. Л. Жеребцов. – Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2023. – 68 с.
6. Мацук, А. М. Среднее специальное образование на Европейском Севере России в 1950–1980-е годы: историография и источники / А. М. Мацук; отв. ред. д.и.н., проф. А. А. Попов. – Сыктывкар : ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2019. – 172 с.
7. История Карелии с древнейших времен до наших дней / под общ. ред. Н. А. Кораблева [и др.]. – Петрозаводск : Периодика, 2001. – С. 743.
8. Очерки истории Карелии / редколлегия: В. И. Машезерский (ответственный редактор) [и др.]. – Петрозаводск : Карельское книжное издательство, 1964. – Т. 2. – С. 472.
9. Очерки по истории Коми АССР / отв. ред. Д. А. Чугаев; ред.: Я. Н. Безносиков, В. Н. Давыдов и Л. Н. Сурина. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1962. – Т. 2. – С. 468–469.
10. История Сыктывкара / гл. ред. И. Б. Берхин. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1980. – С. 257.
11. Поморская энциклопедия : в 5 т. – Т. 4 : Культура Архангельского Севера / гл. ред. Т. С. Буторина. – Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет, 2012. – Т. 4. – С. 54, 65.
12. Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. – Вологда : ВГПУ, Издательство «Русь», 2006. – С. 97, 443–444.
13. Директивы КПСС и Советского Правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов / сост.: В. Н. Малин и А. В. Коробов. – Москва : Государственное издательство политической литературы, 1958. – Т. 4. – С. 295–308, 308–309, 310.
14. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. – Москва : Известия, 1958. – 31 с.
15. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. изд. 9, доп. и испр. – Москва : Издательство политической литературы, 1986. – Т. 9, – С. 394.
16. Собрание постановлений правительства СССР за 1959 г. № 1-20 / Упр. делами Совета Министров СССР. – Москва : Госюриздат, б. г. – № 14, С. 367–369.
17. Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. А374. Оп. 30. Д. 1567. Л. 46–52.
18. Архангельская область в цифрах. Статистический сборник. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1967. – С. 78.
19. Народное хозяйство Архангельской области в цифрах. Статистический сборник. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1972. – С. 185.
20. Народное хозяйство РСФСР в 1959 году. Статистический ежегодник. – Москва : Госстатиздат ЦСУ СССР, 1960. – С. 525.
21. ГАРФ. Ф. А374. Оп. 31. Д. 1771.
22. Народное хозяйство Вологодской области. Статистический сборник. – Вологда : Госстатиздат, 1960. – С. 118.
23. ГАРФ. Ф. А374. Оп. 31. Д. 1775.
24. Карельская АССР за 50 лет. Статистический сборник. – Петрозаводск : Карельское отделение издательства «Статистика», 1967. – С. 126.
25. ГАРФ. Ф. А374. Оп. 31. Д. 4786.
26. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее – ГУРК НАРК). Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5194.
27. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5197.
28. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5206. Л. 12, 13.
29. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5209.
30. Народное хозяйство РСФСР в 1963 году. Статистический ежегодник. – Москва : Издательство «Статистика», 1965. – С. 483.
31. Народное хозяйство РСФСР в 1964 году. Статистический ежегодник. – Москва : Издательство «Статистика», 1965. – С. 434.
32. Народное хозяйство РСФСР в 1967 году. Статистический ежегодник. – Москва : Издательство «Статистика», 1968. – С. 461.
33. Народное хозяйство РСФСР в 1968 году. Статистический ежегодник. – Москва : Издательство «Статистика», 1969. – С. 380.
34. Народное хозяйство РСФСР в 1969 году. Статистический ежегодник. – Москва : Издательство «Статистика», 1970. – С. 403.
35. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5927. Л. 37.
36. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6927.
37. ГАРФ. Ф. А374. Оп. 32 а. Д. 11050. Л. 6, 11, 28, 52.
38. Народное хозяйство Вологодской области за годы Советской власти. Статистический сборник. – Вологда : Вологодское отделение издательства «Статистика», 1967. – 168 с.
39. Народное хозяйство Вологодской области в восьмой пятилетке. Статистический сборник. – Вологда : Северо-Западное книжное издательство, 1971. – С. 172.
40. Народное хозяйство Мурманской области за 60 лет со дня образования СССР. Статистический сборник. – Мурманск : Госстатиздат, 1982. – С. 119.
41. Народное хозяйство Карельской АССР. Статистический сборник. – Петрозаводск : «Карелия», 1985. – С. 89.
42. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5916. Л. 23.
43. Коми АССР в девятой пятилетке. Статистический сборник. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1976. – С. 133.