Рассмотрены понятия, связанные с системой программного управления инновационными проектами. Проанализированы разные подходы управления на разных уровнях. Дана характеристика программно-целевому подходу в системе управления проектом. Дана характеристика этапов проекта. Построена схема принятия решения по внедрению инновационного проекта. Проанализирован количественный способ определения инвестиций для реализации инновационного проекта. Охарактеризованы отдельные этапы бизнес-плана реализации инновационного проекта. Сформирована таблица показателей эффективности инновационного проекта. Даны рекомендации по формированию формальной модели принятия решения о внедрении инновационного проекта.
инновационный проект, программно-целевой подход;критерии оценки, построение формальных моделей.
Программное управление инновационной деятельностью в промышленности осуществляется в системной связи программ и проектов на макро-, мезо- и микроуровнях экономических агентов рынка. Отличие программы от проекта заключается в больших масштабах и комплексности решаемых задач первым инструментом. Проекты обычно имеют монопродуктовую направленность или направлены на решение какой-либо конкретной задачи, в том числе имеющей внутрифирменное значение.
Исходя из этого, на макроуровне экономики разрабатываются федеральные целевые программы, являющиеся существенным инструментом комплексной активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Повышение конкурентоспособности экономики является главной целью качественного роста промышленного производства, обеспечения роста экспорта отечественной готовой продукции и расширения импортозамещения за счет разработки и использования новых технологий. В условиях рыночной экономики реализация программно-целевого подхода на макроуровне осуществляется по следующей схеме.
- Выявление «сигналов» рынка о потребностях в существующих по уровню конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечивающих рост производства, экспорт и импортозамещение.
- Определение отраслей промышленности, имеющих конкурентные преимущества, а также «узкие места» в производствах, в основном межотраслевого характера, устранение которых за счет использования прогрессивных технологий позволит получить наибольший народно-хозяйственныйэффект.
- Реализация соответствующих структурных сдвигов и институциональных преобразований в отраслях и секторах промышленности.
- Выработка экономических и организационных механизмов и создание благоприятных условий для поддержки высокотехнологичных производств.
Практика России определила использование программно-целевого управления для кратко-, средне- и значительно реже для долгосрочных целей.
1. Шишкин А.Н. Государственная инновационная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Технология. Предпринимательство. Экономика: межвуз. сб. статей: В 2 ч. Ч. 1. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2004. С. 212–216.
2. Шишкин А.Н. Управление инновационными проектами // Экономика и финансы. 2004. № 13. С. 25–27.
3. Шишкин А.Н. Проблемы прогнозирования и планирования инноваций на современном этапе развития экономики России // Materiály IV mezinárodní vědecko-praktická konference «Věda a vznik - 2009». Díl 6. Ekonomické vědy: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. С. 27–30.
4. Шишкин А. Н. Человеческий фактор в системе развития инновационных технологий // Современные государственные проблемы социально-экономического развития: материалы междунар. научно-практич. конф. в 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. А.Н. Плотников – Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. С. 166–170.