В условиях развивающегося общества система образования должна готовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих не только жить в гражданском обществе, но и создавать это общество. Решение данных задач возможно через радикальное изменение содержания образования на основе компетентностного подхода.
ключевые и профессиональные компетенции; компетентность; деятельность; педагогические технологии; дополнительное образование; интеграция общего и дополнительного образования.
В условиях развивающегося общества система образования должна готовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое процветание, умеют не только жить в гражданском обществе, но и создавать это общество и государство. Решение данных задач возможно через радикальное изменение содержания образования на основе компетентностного подхода.
Компетентностный подход, в отличие от традиционного, предполагает формирование у школьников наряду с знаниями, умениями, навыками опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Следовательно, новая цель образования заключается в создании условий приобретения учащимися к окончанию школы системы компетенций.
Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной и продуктивной деятельности.
Компетентность — это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход, помимо предметного (научного) знания, требует введения в содержание общего образования и иного, непредметного, практико-ориентированного, деятельностного знания, транслируемого не путем информирования о нем, а путем особой организации деятельности. «Деятельностное» знание можно определить и как «непредметное», поскольку оно отвечает не на вопрос «что?», а на вопрос «как?». Кроме того, данный тип знания должен сопровождаться соответствующими умениями. Например: «как решать проблемы?»; «как осуществлять бесконфликтную коммуникацию?». Эти особые умения и принято сейчас называть ключевыми компетенциями. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. На наш взгляд в структуре ключевых компетенций должны быть представлены:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, предусматривающей выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности — умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации;
- компетентность в бытовой сфере — включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности включает выбор путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащения личности.
1. Баранников А.В. Содержание общего образования. — М., 2002.
2. Белова В.В., Кульпединова М.Е. Дополнительное образование: требования к его содержанию. — М., 2004.
3. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
4. Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: Учеб. пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений // Педагогика дополнительного образования детей. — М.: Школьная книга, 2008.
5. Саплина Е.В. Современные образовательные технологии / О преподавании истории в 2006–2007 учебном году. — М., 2006.
6. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. — М., 2007.