Исследуется феномен самоопределения личности с философской, социологической, психологической и педагогической позиций. Особое внимание уделено философскому знанию, которое задает общее направление и ценностные ориентиры процесса самоопределения. Содержание понятия «самоопределение» с позиции социологии представлено как основной инструмент социализации личности. В статье раскрываются психологические подходы к проблеме самоопределения, доказывается взаимосвязь внутреннего и внешнего «Я» человека в процессе самоопределения. Педагогический аспект самоопределения рассматривает взаимосвязь самоопределения личности и ценностей, раскрывает механизм развития ценностного самоопределения.
самоопределение, философско-методологический аспект, социологический аспект, психологический аспект, педагогический аспект
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 240 с.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.
3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 1996. - 188 с.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 381 с.
5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.