ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Авторы статьи, специалисты по технологиям управления антропосистемами, описали феномен виртуальной реальности с точки зрения его практической значимости для разработки стратегий управления социумом. В предлагаемом методе стратегического планирования виртуальная реальность выступает как теоретико-философский базис конструирования и виртуализации экономико-математических образов реальных социально-экономических систем в виртуальном мире. Особое внимание уделено фундаментальным свойствам социально-экономических систем, обусловливающих объективную связь их виртуальных образов с принципами нелинейной динамики. На примере инструмента динамического моделирования «ДИН-Прогноз» показано применение элементов виртуальной реальности при проведении машинных экспериментов, направленных на разработку стратегий управления социальными системами. Предложено применять порождающую виртуальную реальность, имеющую обратную связь по временному континууму с опережающим виртуальным образом, как новое направление социально- экономического прогнозирования.

Ключевые слова:
виртуальная реальность, нелинейная динамика, динамическое моделирование, социально-экономическая система, «ДИН-Прогноз», нестационарная структура, кибернетика, синергетика, самоорганизация, детерминированный хаос.
Текст

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ВИРТУАЛЬНОй РЕАЛЬНОСТИ

Первые поддающиеся формализации представления о виртуальной реальности появились в средневековой западноевропейской теологии и были связаны с размышлениями об иерархии (структуре) и логике уровней божественной реальности. Задачи отношения классов (множеств) вещей, предметов и обозначающих их общих понятий (универсалий), энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального формулировались на языке того времени, как «сколько ангелов может уместиться на острие иглы» и т.п. Дальнейшие представления о реальности получили развитие в различных направлениях научной мысли — от философских концепций субъективизма Р. Декарта и его радикальной формы силопсизма до формальных теорий квантовой механики и теории множественности миров Х. Эверетта [13].

Позитивные и негативные аспекты освоения виртуальной реальности были заложены в исследовательском творчестве Л. Витгенштейна и У. Джемса. Витгенштейн дал мощный импульс развитию направления логического совершенствования языков описания и анализа реальности. Кроме того, он объяснил истоки феномена автономизации языка описания реальности, в результате которой генерирующийся из самого себя, согласно свой внутренней логике, язык начинает жить собственной жизнью, оторванной от реальности, за что в итоге расплачиваются носители такого языка. На этот феномен особое внимание обращал прагматик У. Джемс.

Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

2. Бердяев Н. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 499–523.

3. Зотов В. Особенности применения экономико-математических моделей кибернетического класса в инструментах поддержки принятия решений в экономике // Экономические науки. 2007. № 6 (31).

4. Кугаенко А. Экономическая кибернетика. М.: Вузовская книга, 2010.

5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.

6. Носов Н. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994.

7. Носов Н. Манифест виртуалистики. М.: Путь, 2001.

8. Пенроуз Р. «Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики». Эдиториал УРСС, 2003.

9. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм / Пер. с англ. М., 2001.

10. Таратута Е. Философия виртуальной реальности. Спб., 2007.

11. Форрестер Д. Мировая динамика. М.: АСТ, 2003.

12. Ярцева С.И. Управление человеческими ресурсами: формирование методологических оснований анализа. М.: ГУУ, 2008.

13. Everett H., III. Relative state formulation of quantum mechanics. Reviews of Modern Physics, 29 (1957), pp. 454–462.

14. Baudrillard Jean. Simulacres et Simulation. Collection Débats. Galilée, 1981.

15. Myron W. Krueger. Artificial Reality (1983), Artificial Reality II (1991).

16. Woolgar S. Introduction: Five Rules of Virtuality // Virtual Society? Technology, Cyberbole, Reality // Woolgar S. (ed.) Oxford: Oxford University press, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?