В статье описан констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности у младших школьников умений создавать устные повествовательные высказывания с учетом эстетических свойств звучащей речи. Эксперимент позволил выявить состояние методической проблемы и разработать систему обучения младших школьников созданию текстов с учетом эстетических качеств устной речи.
эстетика звучащей речи, эстетические критерии устной речи, устные повествовательные высказывания в начальной школе, устные рассказы и сочинения
Обучение созданию текстов повествовательного характера занимает в начальной школе ведущее место. Умение представлять повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств звучащей речи в форме устного сочинения (рассказа), пересказа, безусловно, повышает качество создаваемого текста: исчезает монотонность речи, которая притупляет восприятие, желание учащихся активно слушать и переживать рассказываемое.
Однако в процессе работы над устными рассказами и сочинениями, как правило, мало внимания уделяется эстетической стороне создаваемого текста, поэтому младшие школьники плохо владеют представлением об эстетике звучащей речи, не знают, как:
- пользоваться мелодикой тона;
- расставлять логическое и эмоциональное ударения;
- распределять темп, паузы;
- использовать приемы вокализации.
Эксперимент по выявлению умений учащихся учитывать эстетические качества устной речи
В 2010/2011 учебном году нами был проведен эксперимент, позволивший выявить у младших школьников уровень сформированности умения учитывать при пересказе повествовательного текста эстетические качества устной речи. Эксперимент проходил в МБОУ СОШ № 25 г. Оренбурга. В нем участвовали 43 третьеклассника и 44 четвероклассника.
Предполагалось, что ко времени проведения эксперимента у учащихся должны быть сформированы умения:
- подробно пересказывать тексты объемом 60–70 слов;
- логически излагать их;
- отбирать для пересказа адекватные языковые средства;
- произносить (вокализировать) текст с учетом использования выразительных средств.
Особое внимание обращалось на такое умение, как вокализация текста. Мы исходили из того, что при вокализации необходимо:
- соблюдать интонационные паузы, логическое ударение, темп, мелодику тона, интенсивность речи;
- использовать средства эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление).
В ходе эксперимента было получено 174 повествовательных высказывания:
- 87 повествовательных пересказов подготовленного и проанализированного текста на темы: «Морской цирк» (3-й класс); «Сапог великана» (4-й класс);
- 87 устных повествовательных сочинений по подготовленному плану на темы: «Что я люблю рисовать» (3-й класс); «Моя мама» (4-й класс).
1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку: учеб. пособ. для вузов / под ред. П.А. Леканта. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2006. EDN: https://elibrary.ru/QSNCMN
2. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя: интонация: учеб. пособ. - М.: Флинта; Наука, 2001.