Россия
В статье предложено и обосновано выделение с позиций аудита четырех типов хозяйствующих субъектов: не обязанные проходить ежегодные аудиторские проверки, субъекты обязательного аудита, общественно значимые организации и самые важные в социально-экономическом плане хозяйствующие субъекты. Дана оценка числа каждого из этих четырех типов. Описана ситуация с обязательным аудитом в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Мотивировано введение в перспективе организаций малого бизнеса в число субъектов обязательного аудита. Аргументирована целесообразность законодательного выделения среди общественно значимых организаций таких хозяйствующих субъектов, которые должны проводить и обязательный анализ качества управления. Предложено выделение 50–100 организаций (банков, предприятий и т.п.), составляющих социально-экономический скелет народного хозяйства. Аргументировано и иллюстрировано более тщательное регулирование их деятельности, чем у остальных хозяйствующих субъектов.
аудит, аудиторская организация, общественно значимая организация, рынок аудиторских услуг, субъект обязательного аудита, хозяйствующий субъект
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307 — ФЗ (в ред. от 30.12.2021).
2. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской в 2021 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/?id_39=136203-
3. Алферова О.В. Рынок аудита: последствия законодательных нововведений // Аудит. — 2012. — № 8. — С. 5–7.
4. Гутцайт Е.М. Теоретические основы аудита. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ООО «САМ Полиграфист», 2022. — 1006 с.
5. Захаров В.Ю. Аудиторский обзор как вид аудиторских услуг // Аудиторские ведомости. — 2007. — № 5. — С. 3–9.
6. Пышкин А.С. Отбор аудиторских организаций в случае обязательного аудита: правовой аспект // Аудиторские ведомости. — 2006. — № 11. — С. 75–83.
7. Демина И.Д. Проблемы современной концепции проведения обязательного аудита в России на основе изучения международного опыта // Аудит. — 2019. — № 3. — С. 6–10.
8. Басов Д.К. Надзор за аудиторами и аудиторскими организациями в Европейском союзе // Аудитор. — 2013. — № 12. — С. 15–22.
9. Сайт Федеральной службы информации Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — URL: https://фси.рф/Main/StatisticalInformation
10. Никифоров С.Л. Российский аудит: когнитивный диссонанс. — Казань, 2017. — 160 с.
11. Ханферян В. Принудительное торможение // Эксперт. — 2010. — № 11. — С. 100–122.
12. Фомина Д.С. Вопросы регулирования аудиторской деятельности в условиях новых требований к качеству аудита // Аудиторские ведомости. — 2017. — № 5–6. — С. 120–138.
13. Воронин Д.В. Регулирование системно значимых банков: международный и российский опыт // Банковское дело. — 2014. — № 4. — С. 18–21.
14. Арабян К.К. От проблем к перспективам // Аудит. — 2012. — № 4. — С. 4–7.
15. Фенева Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение формирования отчетности в организациях малого бизнеса: дис. …канд. экон. наук. — СПб., 2020.
16. Шеремет А.Д. Как бороться с кризисом в подготовке аудиторов? // Аудит. — 2015. — № 7. — С. 13–19.
17. Шеремет А.Д., Носова О.А. Реформирование российского аудита: проблемы и перспективы // Аудит. — 2017. — № 12. — С. 2–8.
18. Фомина Д.С. Регулирование и контроль качества в сфере аудиторской деятельности: реформа 2018–2019 гг. // Аудит. — 2017. — № 11. — С. 13–19.
19. Усманова Т.Х. Аудит тарифов ЖКХ: специфика и методы // Аудиторские ведомости. — 2008. — № 7. — С. 50–55.
20. Гутцайт Е.М. Рынок аудиторских услуг: год 2021 // Аудиторские ведомости. — 2022. — № 3. — С. 11–22.
21. Форма федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности». Утверждена приказом Росстата от 23 ноября 2016 г. № 740.
22. Бабель И.Э. Собрание сочинений. Т. 1. — М.: Время, 2006. — 576 с.