ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность заявленной темы обоснована совокупностью факторов, и, прежде всего тем, что недобросовестный подход к использованию ресурсов окружающей среды приносит непоправимый социальный и экономический вред. Экологический баланс и стабильность экосистем должным образом поддерживаются самой природой, но возникновение современной индустриальной эры нарушило экологический баланс в результате интенсивной индустриализации, технологической революции, более быстрого роста транспортных средств, хищнической эксплуатации ресурсов, незапланированной урбанизации и т.д. Цели статьи - анализ основных проблем экономического механизма эффективного природопользования и приоритетов его функционирования. Раскрыты основные характеристики экономического механизма природопользования: отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах; практически бездействует механизм кредитования природоохранных мероприятий, льгот в налогообложении и ценовое поощрение экологической деятельности. Предложены основные приоритеты в развитии такого механизма: экологизированная система подготовки и принятия решений в области природопользования; кардинальная реструктуризация налогообложения; необходимость включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему производственно-экономических отношений в обществе.

Ключевые слова:
экономический механизм природопользования, приоритеты, эколого-экономическое развитие
Текст

Введение

В условиях турбулентности глобального экономического пространства и национального хозяйства формирование экономического механизма природопользования усложняется в связи с необходимостью учета целого комплекса факторов и институтов, определяющих темпы, пропорции и масштабы хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала и охраны окружающей природной среды. Устойчивое экономическое и социальное развитие государства является приоритетной задачей для любой страны, не исключением является и Россия. Сейчас ключевым элементом такого развития является сохранение окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности государства и жизнедеятельности населения. Таким образом, политика в сфере охраны окружающей среды должна стать ключевой в процессе принятия управленческих решений на государственном уровне. Экономический механизм природопользования в России сегодня является несовершенным, а именно он не имеет достаточного уровня развития; не является таким, чтобы вызвать интерес у субъектов хозяйствования, чтобы проводить мероприятия по рациональному природопользованию; не имеет согласованности с другими экономическими показателями и мерами по улучшению результатов деятельности субъекта хозяйствования.

Поскольку основной целью экономического механизма природопользования является рациональное использование природных ресурсов, считаем необходимым разработку и применение таких инструментов стимулирования природопользования, которые дадут возможность в полной мере реализовать основные направления реформирования экономики России и ее регионов с учетом экологического фактора. Именно поэтому общая стратегия устойчивого развития России должна базироваться на экологических, экономических и социальных составляющих в условиях нормативно-правового обеспечения.  Наука об экономике также сталкивается с поиском решений экологических проблем на основе междисциплинарности с целью защиты и сохранения услуг, предлагаемых экосистемами. Для устранения коренных причин экологической проблемы необходимо в процессе принятия решений принимать меры, которые объединяют затраты и выгоды от изменения окружающей среды. Этого можно достичь различными способами, такими как установление нормативных актов, убеждение и участие всех заинтересованных сторон (юридических лиц, правительства, Министерства научных технологий и т. д.) или с помощью экономических инструментов экологической политики, которые могут способствовать минимизации или устранению антропогенных воздействий. Экономика имеет хорошо развитые связи в области экономики развития, экологической экономики, экономики окружающей среды и экономики природных ресурсов, с большим объемом исследований, имеющих отношение к задаче устойчивого развития.

Структурные сдвиги в российской экономике, которые имеют место в последние годы, характеризуются усилением техногенного и антропогенного воздействия на природные ландшафты. Сокращение мощностей в высокотехнологичных отраслях сопровождается наращиванием объемов производства в отраслях, которые функционируют на основе использования природного сырья. Такими отраслями выступают: горно-металлургический комплекс, работающий на основе переработки продукции добывающих отраслей, и его деятельность сопровождается образованием значительной массы отходов; агропромышленный комплекс, структурообразующим звеном которого выступает растениеводческая отрасль, которая предусматривает использование значительных площадей сельскохозяйственных земель, в частности для выращивания гумусовых культур (подсолнечник, кукуруза); тепловая электроэнергетика, которая функционирует на основе сжигания значительного объема топливных ресурсов и осуществления значительных объемов выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферный воздух и природные водные источники.

 Все эти тренды структурных сдвигов, а также необходимость стимулирования более результативного использование восстановительных источников производства энергии должны выступить весомыми детерминантами институционализации дополнительных методов и инструментов влияния на природопользователей.  Этот аспект должен быть учтен при формировании базовых элементов экономического механизма природопользования как на общенациональном, так и на местном уровне.

Таким образом, для достижения устойчивого развития необходим поиск современных путей разработки и усовершенствования эффективного экономического механизма природопользования. Полученные научные результаты дают возможность обосновать ценность внедрения экономических инструментов в природоохранную деятельность, однако вопрос поиска путей, способствующих рациональному и обоснованному природопользованию, остается открытым.

Список литературы

1. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М.: МГУ, 1993.  80 с.

2. Делия В.П. Экономический механизм инновационного развития и рационального природопользования//Национальные интересы: приоритеты и безопасность.  2011.  34(127).  С. 21-26.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. (Утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. 440). СЭ РФ. 1996. Ст. 1572. С. 3694–3701.

4. Круковский Я.В., Метелев С.Е. Моделирование устойчивого развития региона (на основе качественного анализа неравно¬весных состояний)//Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2006; №1. С.105–110.

5. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя/ Пер. с англ. М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. -342 с.

6. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: учебное пособие: пер. с англ. / Ред. Г.А. Ягодин. М.: Прогресс; Пангея, 1994. — 304 с.

7. Папенов КВ. Экономика и природопользование. М.: МГУ, 1997. 240 с.

8. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы.  М.: Журн. «Россия молодая», 1994. 364 с.

9. Факторы окружающей среды в формировании здоровья населения Ивановской области (атмосферный воздух) / Н.В. Яковенко, Д.С. Марков, А. А. Молодцева, Е. П. Туркина //Современные проблемы науки и образования. 2013.  № 5. C.461.

10. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) 10 января 2002 года N 7-ФЗ. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 28.09.2022)

11. Яковенко Н.В. Модель устойчивого развития и социально-экономический мониторинг города /Н.В. Яковенко //Проблемы региональной экологии. 2010. № 3. C. 118-126.

12. Herghiligiu I.V. Fractal design: A new path to improve EMS organizational integration assessment process. Mircea cel Batran Nav. Acad. Sci. Bull, 2017, vol. 21, pp. 25–30. Available online: https://www.anmb.ro/buletinstiintific/ buletine/2017_Issue 2/25-30.pdf. (Accessed 22 September 2022)

13. Kneller R., Manderson E. Environmental Regulations and Innovation Activity in UK Manufacturing Industries. Resource and Energy Economics, 2012, vol. 34, pp. 211-235.

14. Koźluk T. The Indicator of Economic Burdens of Environmental Policy Design – Results from the OECD Questionnaire, OECD Economics Department Working Papers, 2014. No. 1178, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/5jxrjnbnbm8v-en.

15. Lutkovska S. Modern organizational and economic mechanism for environmental safety / S. Lutkovska, G. Kaletnik // Journal of Environmental Management and Tourism, 2020, vol. 11, no 3(43), pp. 606-612. DOI 10.14505/jemt.11.3(43).14.

16. Mukherjee A., Vijaya, G., Kamarulzaman N.H., Vaiappuri S.K.N. Sustainability: A Comprehensive In Handbook of Research on Global Supply Chain Management; Christiansen, B., Ed.; IGI Global, PryMarke, LLC: Hershey, PA, USA; Battle Creek, MI, USA, 2016; pp. 248–268.

17. Spinesi L. The Environmental Tax: Effects on Inequality and Growth // Environmental and Resource Economics, 2022, vol. 82, no 3, pp. 529-572. DOI 10.1007/s10640-022-00662

18. Tietenberg T.H. Environmental and Natural Resource Economics. 4th ed. HarperCollins College Publishers, 1996, 361 p.

19. Tisdell C. Environmental economics: Policies for Environmental Management and Sustainable Development. 2nd ed. Cheltenham; Northampton, MA: Elgar, cop. 2005, 288 p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?