В статье дано обоснование синтеза аксиологического и системно-деятельностного подходов для формирования ценностного отношения к русскому (родному) языку в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО. Делается попытка доказать, что через понимание педагогом возможностей интеграции аксиологического и системно-деятельностного подходов в учебно-познавательной деятельности формируется система позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе как важный комплексный личностный результат школьника.
обновленный ФГОС ООО; личностные результаты; аксиологический подход; системно-деятельностный подход; методика преподавания русского языка; учебно-познавательная деятельность
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Афанасьева Т.П., Новикова Г.П., Тюнников Ю.С. Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы: монография. Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2020. – 326 с.
3. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 4 (77). – С. 7–29.
4. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М., 1986. – С. 80–160.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.
6. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках: сб. ст. / Отв. ред. М. Н. Скаткин. – М., 1986. – № 2 (48). – С. 14.
7. Пашкевич В.В. Традиционные нравственные ценности русского мира как основа социального воспитания молодежи // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. – 2016. – № 3 (30). – С. 85–89.
8. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык». Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021, с. 23.
9. Примерная программа воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya (дата обращения: 14.09.2022)..
10. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М., 2003. – С. 256.
11. Турянская О.Ф., Уман А.И. Модель личности школьника и способы ее развития в обучении // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-lichnosti-shkolnika-i-sposoby-eyo-razvitiya-v-obuchenii (дата обращения: 28.09.2022).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. – 129 с.