Россия
аспирант
Россия
Стратегические императивы инвестиционного вектора развития экономического пространства СКФО, скоррелированные посредством проведенного в рамках настоящего исследования анализа и оценки ключевых индикаторов инвестиционной привлекательности региональных подсистем, позволили авторам уточнить некоторые дефиниции, используемые для установления категориальных параметров и инструментов, лежащих в основе формирования его инвестиционной парадигмы развития. Изученные в рамках исследования инвестиционные риски и инвестиционные возможности послужили формированию взглядов на стратегические приоритеты развития инвестиционного потенциала Северо-Кавказского федерального округа.
инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность, социально-экономическое развитие, инвестиционные риски, макрорегион, инвестиционная активность
С целью определения стратегических императивов инвестиционного вектора развития Северного Кавказа на начальном этапе исследования авторами был проведен анализ инвестиционного климата, в частности инвестиционной привлекательности данного макрорегиона, образованного 19 января 2010 года. В состав СКФО, одного из самых сложных и неоднородных по своему социально-экономическому и культурному развитию макрорегионов РФ, входит 7 самостоятельных субъектов России: Ставропольский край, Республику Северная Осетия - Алания, Республику Ингушетия, Карачаево-Черкесскую Республику, Кабардино-Балкарскую Республику, Республику Дагестан и Чеченскую Республику. СКФО представляет собой огромный исследовательский интерес в виду своей трансграничности и уникальности, а как следствие обладает достаточным набором конкурентных преимуществ, способных обеспечить макрорегиону стабильный экономический рост посредством инвестиционной активности. Следует заметить, что кроме трансграничности и развитости международных транспортных маршрутов и наличия федеральных автотранспростных дорог, макрорегион газифицирован на 85,5%, а также благоприятные климатические условия и уникальный природный ландшафт, создают необходимые условия для развития различных отраслей агропромышленного комплекса и разнообразия туристических направлений в СКФО. В макрорегионе достаточно развита рыночная инфраструктура, присутствуют естественные монополии, федеральным центром предоставляются субсидии на развитие инфраструктурных объектов, реализуются национальные и региональные проекты. Все вышеизложенное можно определить как конкурентный потенциал макрорегиона, эффективное использование которого приведет к устойчивому и благоприятному функционированию экономического пространства СКФО, в контексте развития его инвестиционной парадигмы.
Однако, в целом, результаты исследования неоднозначны. Следует отметить, что конкурентный потенциал регионов, входящих в состав СКФО, используется недостаточно эффективно, исходя из низких процентных показателей макроэкономических индикаторов развития его социально-экономической системы, таких как: уровень среднемесячной заработной платы наемных работников, совокупный валовый региональный продукт (далее ВРП), ВРП на душу населения, уровень безработицы в регионах, уровень инфляции, агрегированный индекс промышленного производства и т.д.
Рассмотрим основные макроэкономические индикаторы состояния социально-экономической системы СКФО, являющиеся косвенными детерминантами его инвестиционной активности. По данным Росстата в 2021 году совокупный ВРП субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, составил 2 296,7 млрд. руб., что в удельном весе общего ВРП всех федеральных округов РФ составило значение 2,4% , является самым низким показателем в их числе и указывает на низкие темпы экономического роста макрорегиона в целом.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики агрегированный совокупный индекс промышленного производства субъектов РФ, входящих в состав СКФО, по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (в % к соответствующему периоду предыдущего года) за 2021 год составил 105,5%, что на 0,2% больше чем в целом по Российской Федерации, такая тенденция оценивается положительно, определяет интенсификацию промышленного производства в макрорегионе, несмотря на отрицательное влияние последствий эпидемии новой коронавирусной инфекции на социально-экономическое развитие СКФО. Одним из негативных последствий эпидемии COVID-19 является уменьшение общего количества предприятий, учтенных в Статрегистре Ставропольского края по состоянию на 01.01.2022г по основным видам экономической деятельности, на 7,9 % по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Также следует отметить незначительное снижении совокупного объема инвестиций в основной капитал в СКФО (на основании данных Росстата) в 2021 году на 2,2 % по сравнению с 2020 годом, подобное снижение представляется следствием замедления инвестиционной активности и соответственно оценивается негативно. Наибольший объем в структуре инвестиций в основной капитал составляют федеральные бюджетные средства, (субсидии, дотации, трансфертные платежи) и привлеченные заемные средства. Имеющиеся данные структуры инвестиций подчеркивают отсутствие иностранных инвесторов в макрорегионе и определяют перспективу низкой эффективности инвестиционной активности, со стороны собственников активов и привлеченных инвесторов.
Базовыми отраслям промышленно-территориального комплекса Северного Кавказа, которые многие десятилетия, в условиях плановой экономики, обеспечивали рост ключевых показателей социально-экономического развития регионов, представляющих СКФО, традиционно являлись агропромышленный комплекс и туризм. Макрорегион на сегодняшний день обладает небольшим объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, что обуславливает отсутствие производств крупных топливно-промышленных предприятий, соответственно ключевую роль в развитии предпринимательской деятельности и инвестиционной активности занимает малый и средний бизнес. Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских, системной проблемой регионов является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
Ключевыми императивами социально-экономического развития территорий, входящих в СКФО, должны быть такие, которые обеспечат самодостаточность макрорегиона, а именно обеспечат развитую инфраструктуру экономики, как базисную основу активизации всех стратегически важных направлений, и послужат улучшению инвестиционного климата в макрорегионе:
- развитие науки и образования;
- развитие транспортной системы, обновление парка общественного транспорта, реконструкция транспортно-логистических путей, оптимизация маршрутов;
- благоустройство всей территории;
- развитие средств массовой информации;
- налоговое стимулирование;
- доступность финансовых ресурсов.
В результате проведения оценочной параметризации и анализа инвестиционной привлекательности СКФО были обнаружены основные инвестиционные риски исследуемого макрорегиона:
- природные и техногенные риски, в связи с недостаточной оснащенностью;
- неразвитость финансово-кредитной системы в части факторинговых операций;
- частые случаи банкротства и неплатежеспособности физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- низкая коммерциализация инновационного предпринимательского продукта.
Важно отметить, что ключевым условием формирования и реализации инвестиционной стратегии СКФО является достижение такого паритетного состояния в инвестиционной сфере, когда каждый компонент инвестиционного риска стремится к своему минимальному значению на фоне усиления каждого компонента, характеризующего совокупный инвестиционный потенциал макрорегиона. СКФО обладает достаточным природно-ресурсным потенциалом, для развития промышленности, сельского хозяйства и различных туристических направлений, в контексте инвестиционной парадигмы его развития.[2].
Процессы стратегического планирования развития инвестиционной сферы Северо-Кавказского федерального округа и регионов в него входящих, прямо обусловлены и зависимы от наличия четко сформулированных для этих целей миссий, призванных отражать весь имеющийся у них потенциал развития регионов. Очевидно, что миссии, сформулированные региональными властями для достижения стратегических целей и задач, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региональных подсистем, должны коррелировать с общей миссией развития СКФО. Такое единство стратегических подходов создает благоприятные условия для развития региональных подсистем в фарватере общего развития экономического пространства СКФО, его социальной сферы, повышает уровень интеграционного взаимодействия и развития всех подсистем макрорегиона, усиливает экономический потенциал и общий уровень конкурентоспособности экономики СКФО в разных сферах и направлениях, устанавливает стратегические приоритеты в инвестиционной сфере, обеспечивая, тем самым, необходимые условия для генерирования синергетического эффекта.[3]
Ключевым стратегическим приоритетом инвестиционного вектора развития регионов СКФО представляется занятие ими активной позиции, направленной на установление оптимальной системы взаимоотношений с федеральным центром, ввиду того, что до настоящего времени отсутствует четко проработанный и структурированный механизм продвижения экономических интересов регионов в федеральных государственных органах власти, в том числе, для реализации разработанных региональных инвестиционных стратегий и инвестиционных программ, которые при использовании такого механизма продвижения, позволили бы своевременно подавать регионам свои заявки на софинансирование инвестиционных проектов в федеральные органы власти.
Эффективное использование регионами СКФО своего инвестиционного потенциала и его усиление требует постоянного мониторинга региональных инвестиционных проектов и инициатив для определения приоритетных и стратегически значимых для их развития направлений.[1]
Проведенный авторами анализ инвестиционного потенциала развития регионов СКФО в контексте формирования новой инвестиционной парадигмы позволил выделить стратегически перспективные сферы и направления развития экономического пространства СКФО, которые в будущем создадут синергетический эффект и могут иметь важное в социальном аспекте значение для развития всех субъектов РФ, входящих в федеральный округ.
Таким образом, можно выделить следующие стратегические приоритеты развития экономического пространства СКФО, с учетом специфики его воспроизводственной системы и структуры регионального хозяйства:
1. Развитие энергетики. В виду того, что исследуемый макрорегион отмечен наличием геотермальных источников и имеет потребность в оптимизации и стабилизации сезонного дисбаланса выработки электроэнергии, возникает необходимость создания сети малых термальных энергостанций, с целью бесперебойного обеспечения электроэнергией труднодоступных населенных пунктов, а также малых предприятий добывающих и обрабатывающих производств.
2. Организация и продвижение экотуризма, как одного из наиболее конкурентоспособных направлений развития экономического пространства на Северном Кавказе.
3. Интенсификация легкой промышленности на базе наличествующих малых и средних предприятий, за счет переоснащения предприятий и внедрения новых технологий. В ходе проведенных геолого-разведывательных работ на территории СКФО, получены данные о наличии месторождений драгоценных и редких металлов, в связи с чем, возникает перспектива развития металлургических производств.
1. Примакова Г.Н. Методологические подходы к оценке инвестиционного потенциала региона. - М.: Экономические науки, 2018.
2. Галазова С.С. Региональные факторы экономического роста: современные тенденции // Terra Economicus . – 2012, № 4, часть 2.
3. Галазова, С.С., Татуев А.А., Нагоев А.Б. Региональное экономическое пространство: теоретические и методологические аспекты : М.: Москва, 2018.