аспирант
АО «Концерн «Океанприбор» ( инженер)
В статье рассматривается актуальная проблема для инновационного развития России – ориентация школьников на выбор инженерных профессий через организацию инженерного воспитания на занятиях по внеурочной деятельности. Авторами статьи введено и раскрыто понятие «инженерное воспитание» через формирование познавательного интереса к инженерной деятельности. Раскрыта сущность инженерного воспитания на школьном этапе обучения и основные направления его реализации. Важным направлением инженерного воспитания учащихся является использование в учебном процессе внеурочной деятельности деловых игр. В статье представлена разработанная и реализованная авторами игровая технология, сочетающая в себе элементы деловой игры, спортивной эстафеты и профессиональных (инженерных) проб. Рассмотрена структура, содержание и критерии оценивания деловой игры-эстафеты «Профессиональные пробы» с целью погружения учащихся в конкретные виды учебной деятельности, приближенные к инженерной деятельности.
инженерное воспитание, инженерная деятельность, познавательный интерес, деловая игра-эстафета, профессиональные пробы
1. Инженерная деятельность [Электронный ресурс]. – URL : https//dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8395.html (дата обращения: 25.09. 2018).
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М. : Академия, 2013. – 192 с.
3. Профессиональное самоопределение: словарь терминов / С.Н. Чистякова, О.Г. Рабинович и др. – М. : Академия, 2014. – 128 с.
4. Радин В.П., Самогин Ю.Н., Чирков В.П. Изгиб балок // Инженерный журнал. – 2016. – № 12. – С. 35–43.
5. Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6–8 классов. – Новокузнецк : ИПК, 2004. – 100 с.
6. Смирнов Д.С. Конструирование задач инженерной направленности при реализации внеурочной деятельности // Профильная школа. – 2020. – № 3. – С.15–20.
7. Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» // Российская газета. – 2018. – 9 мая. – С. 4–9.
8. Формирование системного мышления в обучении : учеб. пособие для вузов / под. ред. проф. З.А. Решетовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.
9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208с.