, Россия
После появления интернета планирование путешествий стало визуальным процессом. Потенциальные туристы бронируют гостиницы, заранее изучая их интерьер; знакомятся с местами отдыха и инфраструктуры принимающей дестинации, не выходя из дома; сравнивают цены; изучают отзывы посетителей и др. Современный туристский бизнес вынужден все более активно использовать информационно-коммуникативные средства в конкурентной борьбе за клиента. В настоящее время предпринимателям недостаточно создавать объекты туристско-рекреационной инфраструктуры, важно – формировать незабываемые положительные эмоции, атмосферу и демонстрировать это не только в традиционном формате, но и с применением цифровых технологий. На основе изучения публикаций выявлено, что российские экономисты рассматривают предпринимательство в сфере рекреации и туризма не просто, как рисковый и прибыльный вид деятельности, а как инновационный. Однако авторы описывают преимущественно экономические, политические, социальные и природные риски, оставляя без внимания психофизиологические феномены стресса как у предпринимателей, так и у потребителей услуг, обострившиеся в настоящее время. Цель статьи – обосновать роль современного предпринимателя в сфере рекреации и туризма в условиях цифровизации и дать рекомендации, способствующие дальнейшему развитию предпринимательской деятельности в условиях цифровизации.
предпринимательская деятельность, инновации, рекреация и туризм, экономика впечатлений, цифровизация
1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 20.04.2021).
2. Баранова А.Ю., Медведь А.А. Институциональные аспекты инвестиционного климата Российской Федерации // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 3 (26). С. 22–27.
3. Ветитнев А.М. Интернет-технологии в управлении санаторно-курортными организациями / А.М. Ветитнев, Я.А. Ашкинадзе. 2-е изд., стер. М.: ИНФРА-М, 2016. 174 с.
4. Вишневская Е.В., Климова Т.Б. Перспективы развития виртуального информационного пространства в туристской индустрии [Электронный ресурс] // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-virtualnogo-informatsionnogo-prostranstva-v-turistskoy-industrii (дата обращения: 24.04.2021).
5. Гварлиани Т.Е., Воробей Е.К. Тенденции развития туристско-рекреационных комплексов и их особенности на юге России // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития : коллективная монография. Пермь: Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. С. 196–213.
6. Долженко Г.П. Туризмоведение как область научной деятельности по исследованию туризма и условий его функционирования // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. 2011. Выпуск 6. С. 66–72. [Электронный ресурс]. URL: http://gennadiy-dolzhenko.ru/a32.html (дата обращения: 20.04.2021).
7. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992.
8. Кречетников К.Г., Шойнхорова В.Р. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя [Электронный ресурс] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 40-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-stress-menedzhment-v-deyatelnosti-rukovoditelya (дата обращения: 11.05.2021).
9. Репникова В.М. Ключевые проблемы социального предпринимательства в российской федерации на современном этапе развития // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 4. С. 93.
10. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1784_page_2.html (дата обращения: 20.04.2021).
11. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Методология финансирования инноваций // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5 (83). С. 49–56.
12. Репникова В.М., Джамалудинова М.Ю. Методика оценки эффективности функционирования некоммерческих организаций сферы услуг // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. С. 51–53.
13. Молчанова В.А. Инновации в туризме: совместное потребление услуг // Евразийское Научное Объединение. 2019. №. 9–2. С. 140–142.
14. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент : учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 176 С.
15. Маслова Е.В. Концепция управления обновлением и развития механизма финансирования инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 49. С.118–122.
16. Марков М.М. Системное развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России: теория и методология: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2009. 355 с.
17. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007. 208 с.
18. Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 2 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatika-turisticheskogo-biznesa-v-razvitii-ekonomiki-vpechatleniy (дата обращения: 23.04.2021).
19. Осокин В.М. Концепция экономики впечатлений в развитии туризма и гостеприимства [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ekonomiki-vpechatleniy-v-razvitii-turizma-i-gostepriimstva (дата обращения: 23.04.2021).
20. Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие: Практическое пособие. М.: Альпина Паблишер, 2018. 384 с.
21. Пономарев О.Б. Системная модель предпринимателя и предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. М., 2020. 381 с. URL: https://www.ranepa.ru/upload/iblock/d07/ponomarev-o-b-dissertation.pdf
22. Репникова В.М. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва // В сборнике: Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения : Материалы XVIII Международной научной конференции. 2019. С. 117–125.
23. Сердюков С.Д. Формирование системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации в условиях цифровой трансформации : автореф. дис. … канд. экон. наук. Сочи, 2021. 22 с.
24. Сушкова Н.С. Технологии продаж туристского продукта, ориентированные на экономику впечатлений // Современная экономика: проблемы и решения. 2019. Т. 8. С. 50–63.
25. Тимофеева Р.А. Развитие теории концептуального и инструментального обеспечения системы управления предпринимательством : автореф. дис. … д-ра экон. наук. Великий Новгород, 2008. 38 с.
26. Быкова О.Н. Формирование стратегии инновационного развития санаторно-курортного и туристского комплекса (на примере города-курорта Сочи): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.
27. Шумпетер Й. Национальная инновационная система: теоретическая концепция [Электронный ресурс]. URL: http://schumpeter.ru/article.php?id=4&book=concept (дата обращения: 25.04.2021).
28. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 466 с.
29. Блохина Т.К., Быкова О.Н., Ермолаева Т.К. Экономика и управление инновационной организацией: учебник для бакалавров и магистров. М., 2015.
30. Zvyagintseva O.P., Lebedev K.A.E., Blokhina O.A., Bannikov S.A., Repnikova V.M. Development of small businesses at the regional level // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 13. С. 119–126.
31. Garnov A.P., Bykova O.N., Repnikova V.M. Methods of conditioning sustainable growth programs of power generating companies // E3S Web of Conferences (см. в книгах). 2020. С. 50–73.
32. Garnov A.P., Garnova V.Y., Zakharova E.V., Prodanova N.A., Tishkina N.P. A new stage in the development of the chemical and pharmaceutical industry during transition to the knowledge economy // International Journal of Pharmaceutical Research, 2020, 12(4), р. 2883–2888
33. Bykova O.N., Garnov A.P., Morkovkin D.E., Livanovа R.V. Isaichykova N.I. Comparative analysis of Russian and foreign experience in managing enterprises' intellectual property // Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2019, 10 (4), р. 1046–1054.