с 01.01.2012 по 01.01.2021
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 343 Уголовное право. Уголовное судопроизводство. Криминология. Криминалистика
В данной статье приведены результаты аналитической работы с имеющимися в настоящий момент определениями термина «граффити», встречающимися в работах учёных, посвящённых исследованию этого явления с позиций социологии, психологии, искусства и права. Рассмотрены имеющиеся классификации этого понятия по различным основаниям: с учётом содержательной стороны данных объектов, их отношения к граффити-сообществу и конкретному исполнителю, мотивов создания и внешнего вида. Кроме того, в рамках обозначенных видов рассмотрены материалы и инструменты письма, использующиеся для их выполнения и в ряде случаев являющиеся определяющими для вида. Целью проведенного исследования стала необходимость выделения в каждой обозначенной группе объектов рассмотренных классификаций тех рукописей, которые отражают свойства письменно-двигательного навыка исполнителя и могут быть объектами судебно-почерковедческой экспертизы, а также необходимость определения соотношения понятий «граффити» и «рукописные объекты, выполненные с применением нетрадиционных материалов письма». В процессе работы с применением методов наблюдения и описания выявлен ряд характеристик, определяющих возможность проведения почерковедческого исследования в отношении рассматриваемых объектов, и сформулированы выводы относительно тех видов граффити, которые удовлетворяют этим критериям.
граффити, стили и виды граффити, объект почерковедческого исследования, рукописные объекты, нетрадиционные материалы письма
1. Небратенко Г. Г. Нанесение граффити как способ совершения преступлений / Регулирование миграционных процессов на юге России: политические, юридические и правоохранительные аспекты : сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2016. – С. 34–38.
2. Белкин А. И. Исследование граффити в психологии и интенциональность сознания авторов граффити // Креативная экономика и социальные инновации. – 2012. – № 1 (2). – С. 36–54.
3. Курбатова Т. Н., Васильева Р. С. Граффити: субкультура или вандализм // Психология и право. – 2013. – № 2. – С. 22–32.
4. Пенетова Е. В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 2 (74). – С. 89–92.
5. Воротникова А. И., Денисенко К. А., Елисеева В. М. Граффити – искусство или вандализм? / Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. – Т. 3. – Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2013. – С. 210–215.
6. Трифонова К. А., Гафуров М. Ю. Граффити: искусство или правонарушение / Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции : материалы внутриведомственного научно-практического семинара. – Москва: Олимп, 2017. – С. 137–141.
7. Башкатов И. П., Стрелкова Т. С. Характеристики молодёжно-подросткового граффити // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 141–145.
8. Лантух Э. В. Использование специальных знаний в области граффити при расследовании преступлений / Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов ХХ Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 28–29 мая 2015 г.). – Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. – С. 13–17.
9. Жижина М. В. Тактико-методические основы следственного осмотра и назначения экспертизы в отношении документа на бумажном носителе // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № (2). – С. 124–131. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.78.2.124-131
10. Бобовкин М. В., Ручкин В. А. Основные тенденции развития судебно-почерковедческой экспертизы в Российской Федерации // Судебная экспертиза. – 2018. – № 1 (53). – С. 33–41.