В статье рассмотрена эффективность управления педагогическими кадрами. Освещаются вопросы развития системы дополнительного образования детей в современных условиях. Автором проанализированы основные элементы сопроводительной деятельности педагогами детей в учреждениях дополнительного образования и сформулированы предложения по построению эффективной системы управления персоналом в данной сфере. Автор считает необходимым исследовать учреждения дополнительного образования для детей в части педагогического управления его деятельностью.
управление педагогическими кадрами, дополнительное образование, сопроводительная деятельность педагога
Сфера дополнительного образования активно развивается, растет объём инвестиций, повышается уровень инновационной активности. Происходящие изменения в сфере дополнительного образования сегодня можно рассматривать как приоритет инновационного развития страны.
Создание и усовершенствование на основе сети внешкольных учреждений, кадрового и программно-методического потенциала, традиций и опыта дополнительного образования системы образования на современном этапе требует соответствующего теоретического обоснования. Существует настоятельная потребность в специальном научном исследовании самого учреждения дополнительного образования и эффективности педагогического управления его деятельностью, реализующего систему разноплановых, но взаимосвязанных элементов и функций.
В качестве исходной теоретической позиции в нашей деятельности мы приняли дефиницию управления как организационно-педагогического механизма функционирования учреждения образования и обеспечения оптимальных условий эффективности педагогического сопровождения процесса по развитию личности и саморазвитию (Андриади И.П., Бабиева Н.А. Каргина З.А., Карнаухова В.А., Семушева Т.Г., Кремень Ф.М., Кремень С.А., Макарова М.В., Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. и др.).
Предпринятый нами анализ эффективности управления педагогическими кадрами осуществлялся в нескольких направлениях: результаты организации педагогического процесса; организация труда руководящих и педагогических кадров; организация деятельности учреждений дополнительного образования и особенности педагогического процесса в них.
Как считает Бабиева Н.А., педагогическое управление рассматривается как многоуровневая система, учитывающая своеобразие целей и места учреждений дополнительного образования в социальной и государственной системах образования. Оно обеспечивается целенаправленным взаимодействием различных объектов и субъектов: педагогический и детский коллективы, руководители и педагогические кадры, окружающая среда [2].
Структура современного учреждения дополнительного образования является открытой системой и представляет собой разнонаправленную развитую совокупность постоянных компонентов, которые повышают эффективность управления. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством РФ на основании Устава и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
В августе 2018 г. вследствие присоединения МБОУ ДО «Радуга» г. Калуги была разработана новая структура управления Центром. Расширились площади Центра, увеличилось число сотрудников. В результате в каждом структурном подразделении появился заместитель директора и ведущий методист. Образовались новые службы и отделы учреждения.
В организационную структуру Центра входят:
- отделы образовательной деятельности: отдел художественного творчества, отдел изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, отдел спортивно-технического творчества, отдел раннего интеллектуально-творческого развития;
- необособленные структурные подразделения: МЭШДОМ (муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи), «Радуга», «Ресурсный центр по работе с одарёнными детьми школьного возраста»;
- отдел профориентационной работы;
- служба по культурно-массовой работе и мероприятий общественной деятельности;
- служба оценки качества образования и развития педагогических инициатив;
- служба технического и хозяйственного сопровождения;
- кадровая служба.
В структуре Центра заложен механизм, который обеспечивает работу необособленных структурных подразделений и координирует реализацию их программ в едином образовательном пространстве (см. рис. 1).
При эффективном управлении приоритетной целью является проектирование социокультурного пространства, способствующего формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к темпам социально-экономических и технологических перемен. Для этого необходимо:
- Выстраивание системы общественно-государственного управления развитием Центра.
- Разработка и внедрение механизмов координации и регуляции системы сетевого взаимодействия учреждения.
- Разработка системы контроля качеством управления образованием с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
- Создание условий, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование их здорового образа жизни.
- Развитие перспективных направлений дополнительного образования (техническое творчество, научно-исследовательская деятельность, профессиональная ориентация), разработка программ и проектов нового поколения.
- Повышение социального статуса, стимулирование инновационной деятельности и непрерывного профессионального развития педагогических работников Центра.
- Модернизация инфраструктуры Центра, обеспечивающей эффективную реализацию деятельности учреждения.
В Центре для детей в возрасте от 4 до 18 лет на бесплатной и платной основе создано 1484 объединения, реализующих дополнительные образовательные программы всех направленностей, оказывается 16 981 дополнительных образовательных услуг, из них 15 235 на бесплатной основе.
В Центре обучается более 8500 учащихся. Их количество ежегодно увеличивается, что говорит о стабильном показателе спроса на дополнительные образовательные услуги и престиже Центра. Основной контингент − учащиеся младшего и среднего школьного возраста (79,5%), по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учащихся старшего школьного возраста (15,2%). Наибольшее количество детей отмечается в объединениях художественной направленности (52,7%), в объединениях социально-педагогической направленности (24,6%). Увеличилось количество учащихся в объединениях технической и естественно-научной направленностей (13,4%).
Реализуется 228 дополнительных общеразвивающих программ, 95 из которых – на базе общеобразовательных организаций города. Программное обеспечение Центра представлено в большей степени модифицированными программами художественной и социально-педагогической направленности.
- В этом учебном году разработаны и реализовывались программы технической направленности: «Шахматное королевство», «Конструирование из бумаги», «Фанкластик», «Через увлечение в космонавтику», «Инженерная графика и САПР», «CAD-системы», «Основы графического дизайна», «Основы трёхмерного моделирования», «Инфоумник», «Техническое проектирование», «Школа общетехнических компетенций» (ШОК), ориентированная на работу на базе МОУ и др. Кроме того, технические модули внедрялись в программы других направленностей. Так, в программу «Школа живописи» введён раздел «Перспектива», в программу «Цветные королевства» раздел «Основы компьютерной графики» и т.д. В три программы МЭШДОМ также включены технические модули: в программу «Школьный телецентр» − модули «Программы видеомонтажа» и «Графический дизайн»; в программу «Основы современной журналистики» − модуль «Работа в графических редакторах»; в программу «Современная гитара» − разделы «Работа со звукоусилительной аппаратурой» и «Работа с программой MuseScore 3».
- В этом учебном году развивалось и естественно-научное направление. Среди новых программ исследовательской деятельности «Новый ракурс», программа «Технология проектирования» МЭШДОМ и др.
- В НСП МЭШДОМ появились актуальные образовательные программы социально-педагогической направленности: «Основы предпринимательства. Бизнес-планирование», «Финансовая грамотность», «Лидеры нового поколения».
Педагоги Центра активно используют современные образовательные технологии (интерактивные, здоровьесберегающие, инженерные, визуальные, компьютерно-мультипликационные, тренинговые и др.), методы («ТРИЗ», кейс-метод, игровой метод, проблемного обучения, проектный метод), формы («Дебаты», галерея, игра-путешествие, деловая, ролевая игра и др.).
В этом году актуальной стала дистанционная форма работы. С 17 марта 2020 г. до конца учебного года Центр успешно реализовывал дополнительные общеобразовательные программы с применением дистанционных технологий. Проводились видеозанятия в реальном времени (конференции Zoom, занятия на площадках Skype, Discord, WhatsApp), были выложены материалы занятий по различным направлениям деятельности в социальных сетях, дистанционно проводились мастер-классы, концерты, акции, квесты. Это позволило не только сохранить, но и увеличить охват обучающихся. В мае Центр отметил своё 45-летие. Это была многочасовая онлайн-трансляция поздравлений и концертных номеров в социальной сети Вконтакте. МЭШДОМ провёл дистанционный выпускной вечер. К дистанционной деятельности Центра присоединились более 70% обучающихся.
Одним из важных направлений деятельности Центра оставалась профориентационная работа. В рамках программы «ПРОФЕССИОНАЛьнаятраеКТОриЯ» около 500 учащихся прошли самодиагностику, познакомились с различными профессиями на ведущих предприятиях региона, участвовали в конкурсах и других профориентационных мероприятиях. Успешно реализовывалась программа «Авиценна» (теоретические знания и практические навыки по медицинскому профилю).
Разработаны и реализованы 2 новых профориентационных проекта МЭШДОМ:
- «Бизнес-школа» − изучение основ предпринимательства, финансовой грамотности, психологии общения, знакомство с профессиями будущего, встречи с предпринимателями, экскурсии.
- Школа «Лидер нового поколения» − обучение организации различных форм продуктивной, социально-значимой деятельности.
Сейчас в Центре разрабатываются новые профориентационные программы, нормативно-правовая база и программа сетевого взаимодействия, которые позволят систематизировать и регламентировать данную работу и будут способствовать привлечению учащихся старшего школьного возраста.
Еще одно направление образовательной деятельности Центра – работа с одаренными детьми. В течение года Ресурсный центр по работе с одаренными детьми проводил профильные смены «Дарование», профильную «Гуманитарную школу», дополнительное профильное обучение, диагностику способностей и мотивации, конференции, научно-практические и творческие мероприятия. В Центре уже подготовлена нормативная база, создан локальный акт – положение об индивидуальном учебном плане. Сейчас мы готовим обучение педагогов разработке индивидуальных образовательных маршрутов, разрабатываем систему поощрений педагогам за данную работу.
В летний период Центр продолжает работу по реализации традиционного каникулярного образовательного проекта «Нескучные каникулы в «Созвездии» дистанционно и очно.
В 2019 г. были проведены 10 городских профильных и комплексных смен:
- комплексная смена «Вектор в будущее»;
- рождественская смена «Интеллект+»;
- комплексная лагерная смена «Мы вместе!»;
- «Время делать добро!» для актива школьных детских организаций; комплексная смена для одаренных детей «Дарование»;
- профильная смена «Ориентир» для представителей ученического самоуправления;
- профильная смена школьных активов «Лидеры нового поколения»;
- комплексная лагерная смена «Поколение ЗОЖ»;
- комплексная лагерная смена «Будущее с РДШ»;
- комплексная лагерная смена «Четыре К».
Во время проведения профильных смен эффективно решаются задачи личностного роста и самоопределения подростков, воспитания активной гражданской и жизненной позиции, развития творческих способностей.
Социальное партнерство − одно из перспективных направлений развития Центра.
Центр тесно сотрудничает с общеобразовательными учреждениями, учреждениями ВПО и СПО, культуры и спорта, различными общественными организациями, бизнесом. Это позволяет Центру повысить качество образования и массовых мероприятий.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» Центр решает проблемы улучшения инфраструктуры и материально-технической базы учреждений. В этом году в Созвездии открываются 8 новых кабинетов по разным зданиям: «Компьютерный дизайн», «Предпринимательство», «Фото, видео, медиалаборатория», «Робототехника», «Цифровое моделирование одежды».
В минувшем учебном году педагоги Центра полностью освоили работу по сопровождению образовательного процесса в комплексной автоматизированной информационной системе Сетевой город, что говорит об успешности и эффективности управленческой деятельности.
Как считает ряд авторов, анализ кадровой работы учреждений дополнительного образования детей может показать, что четко сформулированной и зафиксированной отдельным документом кадровой политики нет ни в одном из них. Однако, это не говорит об отсутствии самой кадровой политики.
В учреждениях дополнительного образования детей элементы кадровой политики отражают следующие нормативно-правовые документы: Устав учреждения, Коллективный договор, Положение о стимулировании и поощрении, Положение об аттестации педагогических работников и др. [3, 7, 8].
В учреждениях дополнительного образования детей сотрудникам оказывается постоянная и системная поддержка в повышении квалификации без отрыва и с отрывом от образовательного процесса; предоставляются возможности использования времени каникул для прохождения курсового обучения; создаются условия, приветствуется самообразование.
В Центре целенаправленно и эффективно проводится методическая работа по развитию кадрового потенциала. В прошедшем учебном году в Центре работало 226 педагогов, из них 113 штатных, 113 совместителей. 80, % педагогов имеют высшее образование, 50,4 % − квалификационную категорию (высшую – 78 чел., первую – 36 чел.). 22,1% педагогов имеют стаж более 30 лет. Молодые педагоги (стаж до 5 лет) составляют 18,8% педагогического коллектива Центра. Педагоги регулярно повышают профессиональную квалификацию. В 2019−2020 учебном году в очной и дистанционной форме обучились 96 педагогов.
Положительная динамика по обобщению и распространению передового опыта педагогов Центра. За 3 последних года было подготовлено 76 публикаций педагогов, за отчетный период – 32 публикации.
Для методической поддержки педагогов в Центре организована служба оценки качества и развития педагогических инициатив, которая осуществляет исследование рынка дополнительных образовательных услуг, экспертизу и обновление дополнительных общеразвивающих программ, мониторинг образовательной деятельности, консультации педагогов, поддержку дистанционных форм обучения, разработку системы мотивации педагогической деятельности, сопровождение и реализацию программы развития Центра.
В новых условиях удалось разработать гибкую систему мотивационного управления, в основе которой лежит организация мотивационной среды, благоприятной для освоения новшеств в учреждении и улучшения работы всего коллектива.
Составляющие мотивационной среды:
- Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации.
- Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации.
- Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот подход можно считать оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов.
Направления системы мотивации:
1. Разработка документации по обеспечению мотивации труда:
- Должностные инструкции в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
- Положение о порядке и условиях применения системы выплат компенсационного, стимулирующего характера, премирования и оказания материальной помощи работникам
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
- Положения о структурных подразделениях Центра.
- Положение о рейтинговой оценке работы педагогов ДО.
2. Педагогическая поддержка становления мастерства педагогов как совокупность условий, способствующих осмыслению педагогами затруднений в профессиональной деятельности, активному включению их в профессиональное взаимодействие с учетом индивидуального опыта, творческой самореализации в педагогической деятельности, удовлетворенности педагогом собственными достижениями.
3. Школа молодого педагога для сотрудников, начинающих свою деятельность в Центре.
4. Творческие мастерские, гостиные, корпоративная этика, традиции.
5. Временные творческие группы, создающиеся для решения конкретных задач и активизации деятельности педагогического коллектива по выбранному направлению.
6. Конкурс на лучшего педагога дополнительного образования.
7. Развитие корпоративной культуры с целью улучшения психологического климата в коллективе:
– сплочение педагогического коллектива путем налаживания межличностных и профессиональных отношений;
– работа психологической службы;
– работа органов самоуправления;
– моральное поощрение педагогов (похвалы, благодарности, грамоты, публикации и т.п.).
Таким образом, эффективность управления педагогическими кадрами во время сопровождения детей в дополнительном образовании предусматривает сбор, системный учёт, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, режимные моменты, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
Изменения в управленческой деятельности повлияли на достижение общих результатов образовательного учреждения. Анализ деятельности Центра показывает, что положительными тенденциями в развитии Центра являются:
- непрерывность дополнительного образования детей;
- увеличение количества учащихся старшего школьного возраста;
- увеличение количества учащихся, осваивающих дополнительные образовательные программы технической и естественно-научной направленности;
- высокая степень удовлетворённости образовательным процессом участников образовательного процесса;
- поиск новых форм и технологий работы, в том числе развитие дистанционных форм обучения и введение новых инфраструктурных мест;
- высокий кадровый потенциал Центра, намечающиеся тенденции омоложения педагогического коллектива;
- высокие достижения учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;
- выстроенная воспитательная система, крепкие традиции Центра.
1. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 46–48.
2. Бабиева Н.А. Педагогическое управление в деятельности учреждения дополнительного образования для детей [Текст] /Бабиева Н. А. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − 2009. − №116. – С. 110-115.
3. Каргина З.А. Практические рекомендации по эффективному управлению дополнительным образованием // Народное образование. − 2010. − №9. – С. 138 – 141.
4. Карнаухова В.А., Семушева Т.Г. Традиции и новации в управлении дополнительным образованием [Текст]/ Карнаухова В.А. // АНИ: педагогика и психология. − 2019. − №2 (27). − С. 112−115.
5. Кремень Ф.М., Кремень С.А. Учитель как ролевая модель в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / Кремень Ф.М., Кремень С.А.// Журнал педагогических исследований. − 2017. − №. 6. − С. 13−21.
6. Макарова М. В. Перспективы онлайн-образования в России [Текст]/ М.В. Макарова//- Современное образование. − 2020. − №2. – С. 59−69.
7. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога [Текст] /А.И. Савостьянов//– Москва: Экон-Информ, 2009. – 506 с.
8. Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. Аналитический отчет о проведении II Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций: от качества управления к качеству образования» [Текст] / Федорчук Ю.М.// Журнал педагогических исследований. – 2017. − №. 4. − С. 1−19.