УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Показано место организационных компетенций в формировании интеллектуального капитала предприятия. Уточнено понятие организационных компетенций как способности организации создавать более высокую по сравнению с конкурентами потребительскую ценность в результате использования комбинации накопленных нематериальных ресурсов при реализации ключевых бизнес-процессов, предложена методика их оценки. Определены подходы к устранению разрывов компетенций. Разработаны рекомендации по ликвидации разрывов на уровне индивидуальных компетенций на основе выбора методов обучения персонала. Обоснована инструментально-методическая база управления интеллектуальным капиталом на основе преодоления компетентностных разрывов.

Ключевые слова:
интеллектуальный капитал (нематериальные ресурсы), организационные компетенции, методика оценки, разрыв компетенций, инструменты управления.
Текст

Роль нематериальных ресурсов, или интеллектуального капитала, в обеспечении конкурентоспособности современных компаний обусловливает большое число исследований в области формирования эффективной системы и инструментов управления интеллектуальным капиталом. Проводя анализ эволюции подходов к управлению знаниями как к междисциплинарной области исследований, авторы [2] справедливо отмечают необходимость синтеза информационно-технологических и организационно-поведенческих аспектов, при этом в центре внимания должны находиться «люди и отношения между ними, выстраиваемые с помощью процессов и специальных структур» [2, с. 60]. На наш взгляд, реализации такого подхода может способствовать концепция ключевых компетенций, дополненная соответствующим информационно-аналитическим инструментарием. 

Данная концепция является развитием ключевых положений ресурсной школы стратегического планирования [7]. Одним из первых компетенции предприятия стал рассматривать И. Ансофф, построивший «профиль компетенций» предприятия, коррелированный с его «конкурентным профилем» с целью выявления источников получения синергетического эффекта [8]. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах Г. Хамела и К. Прахалада, в соответствии с которыми компетенция представляет собой совокупность умений и технологий, которая позволяет компании обеспечивать своим потребителям существенную выгоду.

Список литературы

1. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 304 с.

2. Гапоненко А., Орлова Т. Управление нематериальными активами: концептуальный подход // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8. С. 56–65.

3. Гилева Т.А. Технология идентификации и оценки компетенций как инструмент стратегического управления нематериальными ресурсами предприятия // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. 2008. № 2. С. 166–171.

4. Гилева Т.А. Технология разработки программы стратегического развития персонала // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 108–116.

5. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» — инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. 2008. Том 6. № 4. С. 149–168.

6. Исмагилова Л.А., Гилева Т.А., Ситникова Л.В. Управление развитием производственно-экономических систем: интегративный и интеллектуальный аспекты. — М.: Изд-во Экономика, 2010. — 527 с.

7. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2008. — 548 с.

8. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. — СПб.: Питер, 2004. — 416 с.

9. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Л. Фаэй, Р. Рэнделл. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 597 с.

10. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О´ Нил. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.

11. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 232 с.

12. IFAC. The Measurement and Management of Intellectual Capital. 1998.

13. Prahalad C.K., Hamel G. 1990. The core competence of the corporation. Harvard Business Review, 68 (3), 79–91.

14. Sanchez R. (ed.). 2001. Knowledge management and Organizational Competence. Oxford University Press: Oxford.

15. Cайт консалтинговой компании «Бизнес-инжиниринговые технологии» www.betec.ru

Войти или Создать
* Забыли пароль?