школы № 1133 ( учитель начальных классов)
Россия
В статье с психолого-педагогических позиций раскрывается сущность понятий «интеллект», «способности», «интеллектуальные способности», «интеллектуальные операции». На основе анализа психолого-педагогических исследований и опыта практической деятельности доказывается эффективность широкого использования проектных задач в образовательном процессе начальной школы, которое стимулирует успешное формирование у детей младшего школьного возраста интеллектуальных операций и развитие интеллектуальных способностей. Охарактеризованы особенности проведения занятий, на которых младшие школьники решают проектные задачи. В качестве примера приведено описание урока по выполнению учащимися четвертого класса итоговой годовой работы, направленной на реализацию освоенных ранее умений решать проектные задачи. В свою очередь, это обеспечивает готовность школьников в дальнейшем мыслить и действовать не по шаблону как в нестандартной учебной, так и в проблемной жизненной ситуации.
младшие школьники; интеллект; интеллектуальное развитие; интеллектуальные способности; интеллектуальные операции; проектные задачи; организация учебной деятельности с использованием проектных задач
1. Аксючиц С.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности в процессе решения проектных задач // Начальное образование. – 2015. – С. 28–35.
2. Аксючиц С.А. Технология решения проектных задач в образовательном процессе начальной школы: учебно-методическое пособие. – Калуга: Эйдос (ИП «И.А. Стрельцов»), 2017. – 90 с.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу Г18: «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
4. Дружинин В.Н. Векслер со всех сторон // Школьный психолог. – М.: Первое сентября, 2001. – № 6. – С. 6–12.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
7. Стернберг Р. Интеллект успеха. – М.: Попурри, 2015. – 400 с.
8. Теплов Б.М. Способности и одарённость: психология индивидуальных различий. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 136 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследований. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
10. Шадриков В.Д. Способности и одарённость человека. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2019. – 274 с.