сотрудник с 01.01.2012 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ВАК 13.00.00 Педагогика
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья рассматривает основные характеристики изменений в шведском образовании, вызванные экологизацией и курсом на становление новой образовательной парадигмы в школах и высших учебных заведениях страны. Начавшись в последней четверти ХХ в., шведское образование всех уровней претерпело изменения, направленные на экологизацию и прочные взаимоотношения с международной повесткой в области устойчивого развития.
Швеция, образование, экологическое воспитание, экологическое мышление, экологизация
Рассматривая образование как один из важнейших факторов улучшения и исправления текущего социального и экологического состояния планеты, стоит признать, что необходимость экологизации образования и воспитания в подрастающем поколении чувства повышенной ответственности за окружающую их природу, становятся совершенно очевидными [1]. Как справедливо замечает Е.В. Овсейчик: «…содержательная экологизация образовательной сферы может обеспечить в будущем расширение сознательности и ответственности человечества. Воспитание в условиях экодружественной коммуникации позволит ребенку не только социализироваться, но и выработать эмпатическую установку ко всему сущему» [2]. Данные мысли приобретают особую актуальность в связи с тем фактом, что потребление и использование ресурсов планеты идёт с невероятной скоростью, при этом американский учёный Ю. Одум (1913 - 2002), автор ряда классических работ по основам экологии, справедливо замечает, что человеческие достижения и блага построены на тех ресурсах, которые дала ему природа: «…пока не наступит какой-либо кризис, мы склонны принимать эти даровые блага и услуги природы как нечто само собой разумеющееся; нам кажется, что они никогда не иссякнут… И всё же цивилизация продолжает зависеть от окружающей среды, причем не только от энергетических и материальных ресурсов, но и от её жизненно важных процессов, таких, как круговороты воздуха и воды» [3, p. 12].
До последней четверти XX в. экологизация школьного образования в Швеции не носила массового и повсеместного характера. Безусловно, страна была знакома с педагогическими идеями датского просветителя Н. Грундтвига (1783−1872), который призывал учителей и педагогов к тесному знакомству учеников и подопечных с окружающей природой, считал, что занятия на свежем воздухе плодотворно влияют на эффективность уроков. Кроме того, уже в первой половине XX в. в стране стали появляться общественные объединения, фонды и организации, связанные с охраной природы, где могли себя проявить студенты и школьники. Однако в это время не приходиться говорить об общенациональном векторе на экологизацию образования, а скорее о частных и временных инициативах. В 1970-х гг. начинают наблюдаться первые государственные шаги в области экологического образования [4]. В 1980-е гг. повсеместная экологизация коснулась школьного образования. В эти годы педагог К. Карлеерд (1937 – 2001) и историк Б. Уден (1921 − 2016) начали сотрудничество по вопросу дополнительного преподавания истории в старших классах и высших педагогических заведениях [5]. Более других их заинтересовали вопросы экологической истории. В 1985 г. проект двух преподавателей получает финансирование от министерства образования страны – 150 тыс. крон на три года. Создатели исторического семинара решили начать работу над сюжетами экологической истории, ориентируясь на формулу «история − окружающая среда − педагогика» [6, p. 12]. По мнению авторов, история помогает понять корни экологических проблем и выяснить, как на разных исторических этапах люди относились к ним и что пытались предпринять. Ученики от подобных исследований получали достаточно много:
- В работе над экологическими проектами активно привлекаются знания из других предметов и дисциплин, особенно физики и химии.
- Участники проектов учатся работать с разнообразными источниками информации – от телевизионных передач и газетных статей до раритетов в городских архивах.
- Налаживается понимание взаимосвязей между различными событиями.
- Формируются знание и понимание реалий сегодняшнего дня.
- Естественно-научные причины современных экологических проблем дополняются историческими предпосылками, что позволяет искать новые и эффективные решения.
- У учащихся формируется экологическая ответственность (Карлеерд приводит любопытный пример, что решение от экологических проблем — это процесс, подобный лечению пациента у хорошего врача, – надо не только вылечить болезнь, но и объяснить отчего она возникла и что было не так с организмом, раз он подвергся болезни) [6, p. 19], при этом понятие «ответственность» не должно оставаться только в теоретической плоскости.
В идее Уден и Карлеерда красной нитью проходит мысль, которая неоднократно встречается у разных шведских авторов. Природа – это дар, полученный нами от родителей, и мы должны передать её нашим детям. Процесс передачи – звено одной бесконечной цепи. Природа Швеции – это то, что нельзя портить, чему нельзя наносить вред, и, если текущее поколение не смогло сделать её лучше, оно должно передать её следующему поколению, как минимум, не в худшем состоянии [6, p. 20]. За несколько лет до начала работы двух просветителей, эта мысль была закреплена и в международном документе – ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия: «Каждое государство - сторона настоящей Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям… природного наследия, упоминаемого в статьях 1 и 2, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него» [7]. Кроме озвученных ранее плюсов от подобного подхода, Карлеерд и Уден приводят 8 принципов понимания (или указаний для действий) взаимоотношений человека и природы немецкого историка Б. вон Борриеса, взятых шведскими педагогами на вооружение [8]:
- Человек – часть природы. Он не может существовать без неё, как сам человек не может существовать без тела.
- Экологическая история – часть настоящей исторической науки, несмотря на то, что ей уделяется несправедливо мало внимания.
- Наша сегодняшняя природа – часть нашей культуры, которую мы обязаны сохранить.
- Существуют так называемые скачки в развитии, такие, как возникновение сельского хозяйства или индустриальная революция, которые, безусловно, независимо от нас ухудшают экологическую обстановку.
- Всякий раз, когда человек вторгается в природу, он считает, что несет улучшения – но это является катастрофическим заблуждением.
- Не стоит считать, что локальные или региональные экологические кризисы не являются частью глобального кризиса.
- Решения экологических проблем обычно лежат в области науки и техники. Порочный круг замыкается – технические новинки, решающие старые экологические проблемы, порождают новые.
- От экологических проблем страдают все, без какого-либо исключения.
Сегодня в Швеции дети проходят основы окружающей среды и заботы о природе, начиная с возраста 4 лет, с ранних лет закладывая необходимый фундамент. В настоящий момент в Швеции находится 31 высшее учебное заведение – государственные и частные университеты, высшие школы и академии. В 24 высших учебных заведениях насчитывается более 90 программ обучения уровня подготовки бакалавров, магистров и кандидатов наук, направленных на решение экологических проблем. Высшее образование с важным экологическим компонентом можно получить в Стокгольме, Уппсале, Умео, Лунде, Карлстаде, Лулео, Гётеборге, Мальмё, Кальмаре, Йенчёпинге, Линчёпинге и ряде других городов − почти в каждом лене и его административном центре.
Экологической составляющей обучения и воспитания уделяется внимание и в уникальных скандинавских образовательных единицах – народных школах – образовательных учреждениях для учащихся разных возрастов, социального статуса и образования. На базе некоторых из них успешно реализуются международные программы, как, например, в высшей народной школе Эстерлена в лене Сконе. Программа подготовки предполагает обучение и поездку в страны Восточной Африки для обучения местного населения принципам устойчивого развития в хозяйстве и повседневной жизни [9]. Эти программы можно рассматривать и с той точки зрения, что Швеция через своих студентов использует политику «мягкой силы» − пропагандирует шведские культурные и политические ценности через гуманитарную работу. До сих пор можно говорить и об интересе России к подобным проектам, так как для нашей страны экологическая повестка с каждым годом не утрачивает своей важности [10].
На примере современной Швеции, которая уже не раз попадала во внимание отечественных исследователей в контексте становления и развития экологического образования [11], мы можем видеть, что опыт внедрения экологической повестки (а как следствие и повестки в сфере устойчивого развития) может позитивно сказаться на общем уровне образования и воспитания подрастающего поколения в стране. Необходимость этого очевидна ввиду новых условий функционирования нашего общества: «…экологическая ситуация формирует новые каноны культурности и образованности, которые должны стать ориентирами в процессе формирования экологической компетентности и становления экологической культуры у современных школьников, соответствующих целям устойчивого развития» [12].
1. Bonnett M. Towards an ecologization of education. The Journal of Environmental Education, 2020, vol. 50, no. 4-6. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00958964.2019.1687409?journalCode=vjee20 (Accessed 08 September 2020).
2. Овсейчик Е.В. Экологическая этика в системе образования / Е. В. Овсейчик // Весці БДПУ. Серыя 1. − № 3. − С. 48-53.
3. Одум Ю. Экология. Т. 1. М.: Мир, 1986. — 326 с.
4. Хуррамов И.А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества / И. А. Хуррамов // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 493-496.
5. Тоштендаль-Салычева Т.А. Гармония личного и общественного в творчестве Биргитты Уден / Тоштендаль-Салычева Т. А. // Диалог со временем. − 2013. − № 4 − С. 249-279.
6. Miljöhistoria. Karlegärd C., Toftenow H. (red). Lund: Studentlitteratur, 1990.
7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
8. von Borries B. Umweltgeschichte. Vergessene Einsichten und neuartige Herausforderungen / B. von Borries // Geschichte lernen. – 1988. № 1. – S. 8 – 13.
9. Österlens folkhögskola. Östafrika; hållbar utveckling genom lokalt entreprenörskap – distanskurs. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.osterlen.fhsk.se/kurser/internationell/ostafrika-distanskurs/ (дата обращения: 05.09.2020).
10. Alexeeva N., Kasimov N., Mazurov Yu., Österlund S., Pakina A., Plepys A. Sustainable De-velopment in the Context of Education: Swedish Realities and Russian Potential. Geography, Environment, Sustainability. 2011;4 (1): 86-103. https://doi.org/10.24057/2071-9388-2011-4-1-86-103
11. Даринская Л. А., Мышко Е. В. Экологическое воспитание в контексте экосоциальной политики / Л. А. Даринская, Е. В. Мышко // Журнал социологии и социальной антропологии. − № 1. Т. 15. − С. 198-204.
12. Тайлакова Е.А. Воспитание экологической культуры молодежи в Финляндии и Швеции / Е. А. Тайлакова // Вестник Башкирского университета. − № 3. Т. 17. − С. 1398-1402.