, Россия
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (кафедра судебной экспертизы, доцент)
, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Финансовый контроль в топливно-энергической сфере в настоящее время недостаточно результативен, что подтверждается статистикой совершаемых хищений. Основной проблемой выявления крупных финансовых нарушений и хищений горюче-смазочных материалов является отсутствие унифицированной единой методики по проведению проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Данная статья посвящена ревизионной деятельности по проверке оборота горюче-смазочных материалов, включая порядок поставки, хранения, учета и расходования.
топливно-энергическая сфера, горюче-смазочные материалы, государственный контракт, ревизия финансово-хозяйственной деятельности, путевые листы
Финансовый контроль в данной сфере в настоящее время недостаточно эффективен, причиной чему служит отсутствие унифицированной единой методики по выявлению фактов финансовых нарушений [1]. В этой связи считаем целесообразным разработку и создание методических рекомендаций, направленных на выявление хищений и неправомерного использования и расходования горюче-смазочных материалов, которые позволят контролирующим органам, осуществляющим проведение ревизии или проверки, выявлять как финансовые нарушения, так и хищения в сфере использования и расходования бюджетных средств.
Разрабатываемые алгоритмы должны предусматривать не только уверенное владение профессиональными навыками ревизорской деятельности, но и понимание ревизором как всех технолого-учетных процессов, так и их отдельных особенностей, которые могут создавать предпосылки и возможности для совершения противоправных действий заинтересованными лицами.
Целью данного исследования является создание унифицированной методики по выявлению финансовых нарушений и хищений ГСМ при проведении ревизии в организациях.
Деятельность по выявлению хищений горюче-смазочных материалов можно подразделить на несколько этапов, каждый из которых направлен на проверку учетной информации по отдельным видам деятельности проверяемой организации (объекта проверки (ревизии):
1. Проверка поступления горюче-смазочных материалов в организациях.
2. Проверка порядка и условий хранения горюче-смазочных материалов.
3. Проверка законности и обоснованности расходования горюче-смазочных материалов.
В таблице 1 представлены методические аспекты выявления хищений горюче-смазочных материалов в организации.
Методика выявления хищений горюче-смазочных материалов
№ Этапы проведения проверочных
мероприятий Алгоритм действий
1 Проверка поступления горюче-смазочных материалов в организациях — централизованно из вышестоящей организации [2];
— по государственным контрактам, заключаемым с поставщиками;
— по договорам в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
— в отдельных случаях (например, командировки), приобретение за наличный расчет подотчетными лицами — работниками проверяемой организации
2 Проверка порядка и условий хранения горюче-смазочных материалов — журналы учета на топливораздаточные колонки,
— паспорта технического и технологического оборудования АЗС;
— журналы учета поступления нефтепродуктов,
— журналы ремонта технического и технологического оборудования;
— паспорта на каждую из емкостей, в которых осуществляется хранение ГСМ
3 Проверка законности и обоснованности расходования горюче-смазочных материалов — проверка ведения путевых листов
Следует констатировать, что ревизионная деятельность, связанная с проверкой оборота горюче-смазочных материалов, включая порядок поставки, хранения, учета и расходования, будет эффективной тогда, когда ревизор имеет не только четкое понимание закономерностей непосредственно учетных процессов, но и обладает определенными специальными знаниями в области технологических процессов, сопровождающих оборот ГСМ, обладает знаниями о качественно-количественных характеристиках материалов, имеет четкое представление о взаимосвязи криминалистически значимых факторов и проистекающих из этого возможностей совершения хищений.
В заключение хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, предложенные алгоритмы профессиональной деятельности ревизора, осуществляющего ревизионные процедуры в организациях ТЭК, позволят обнаружить признаки финансовых и иных хозяйственных нарушений, в дальнейшем получить материалы доказательственного характера, что позволит оптимизировать и повысить эффективность деятельности контролирующих органов по выявлению хищений и иных финансовых нарушений в рассматриваемой сфере.
1. Мизиковский Е.А., Игонина Е.С. Способы и приемы финансово-экономической ревизии при выявлении хищений бюджетных средств // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. № 3. С. 18—23.
2. Игонина Е.С., Соловьев О.Д., Софьин А.А. Обобщение типичных финансовых нарушений и каналов их возникновения в бюджетных организациях // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. № 5. С. 11—17.