ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы связана с важностью гуманитарного образования для формирования мировоззренческих и духовно-нравственных основ личности. Необходимость гуманистической и гуманитарной направленности университетского образования обосновывается многими педагогами. Университеты системы МВД России предоставляют обучающимся возможность освоения широкого круга гуманитарных дисциплин. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого была разработана система дисциплин гуманитарного цикла, влияющих на духовно-нравственное развитие обучающихся. В процессе анализа были выделены мировоззренческий и психолого-педагогические блоки гуманитарных дисциплин, указано количество часов на каждом курсе обучения. Кроме того, в статье показаны междисциплинарные связи гуманитарных дисциплин, интегрирующих знания по духовно-нравственной сфере развития личности. Выделены четыре тематических модуля гуманитарных дисциплин: «Человек», «Общество», «Деятельность», «Мироздание». Проведён анализ междисциплинарного взаимодействия выбранных тринадцати гуманитарных дисциплин. Показаны примеры форм и методов формирующей работы согласно учебным планам освоения этих дисциплин. Соотнесены темы, их содержание, формирующиеся компетенции, формы и методы экспериментальной работы, что позволяет наглядно проследить междисциплинарные связи.

Ключевые слова:
мировоззрение, университетское образование, саморазвитие, гуманитарные дисциплины, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное развитие курсантов
Список литературы

1. Райхлина Е. Л. Потенциал содержания гуманитарных дисциплин и его реализация в процессе патриотического воспитания студентов педагогического вуза // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 9–10. – С. 153–157.

2. Русанова А. А. Актуальные проблемы трансформации университетского образования в России // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 4. – С. 92–96.

3. Жиркова Г. П. Университетское образование в России: традиции и современность // Известия ВГПУ. – 2019. – № 1 (282). – С. 6–9.

4. Праздников Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 42–47.

5. Бородавко Л. Т. Педагогические основы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: теория и практика: монография. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. – 355 с.

6. Шафигуллина Ю. В. Значимость дисциплин гуманитарного цикла в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 3. – С. 305–308.

7. Васильева З. В. Проблема духовно-нравственного развития в отечественной педагогической мысли // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 1. – С. 140–144.

8. Васильева З. В. Роль духовно-нравственного развития для обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России / Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований [Электронный ресурс] : материалы региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 6 декабря 2019 года / сост.: А. А. Сарсенова, Э. Х. Мамедов. – Электрон. дан. (4,70 Мб). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. – С. 267–271.

9. Гейжан Н. Ф., Васильева З. В. Условия духовно-нравственного развития сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России / Этическое и эстетическое в образовании. История проблемы, векторы : сборник научных статей: К 70-летию профессора Андрея Евгеньевича Зимбули / сост. Т. В. Шоломова; ред. Л. Н. Летягин. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 37–42.

10. Бялт В. С. Формирование нравственного облика обучающихся в образовательных организациях МВД России в аспекте повышения эффективности профессионального образования / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. – С. 67–71.

Войти или Создать
* Забыли пароль?