ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ: КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Формирование ответственной и профессионально компетентной личности, способной к самоопределению и самореализации, является главной целью медицинского стоматологического образования. Подготовка специалистов-стоматологов в период обучения в медицинском университете подразумевает формирование профессиональных компетенций в различных областях медицины. Однако социальным заказом общества на сегодняшний день является реализация профессиональных компетенций специалистов-стоматологов в области пародонтологии, неотрывно связанной с регулярным выполнением профессиональной гигиены полости рта. В настоящем исследовании проведены анализ и изучение способности и готовности студентов-стоматологов реализовать личностные, профилактические, диагностические, лечебные компетенции на терапевтическом приеме. Цель — оценить качество выполнения профессиональной гигиены полости рта студентами пятого курса на практических занятиях (цикл «Пародонтология») у больных с хроническим простым маргинальным гингивитом и пародонтитом легкой степени. Методология. Студентами проведены обследование и лечение 50 больных с хроническим генерализованным простым маргинальным гингивитом (30 человек) и пародонтитом легкой степени тяжести (20 человек) в возрасте 18—38 лет, практически здоровых, обоего пола. Все пациенты были разделены на 2 группы: в первой профессиональную гигиену полости рта проводили с помощью пьезоэлектрического ультразвукового аппарата, во второй — комбинированным методом с помощью ручных инструментов и пьезоэлектрического ультразвукового аппарата. Контрольный осмотр осуществляли через неделю. Проведена статистическая обработка результатов. Результаты. Профессиональная гигиена полости рта изучается на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний и является базовой составляющей профессионального цикла дисциплин. На практических занятиях студенты учатся врачебной деятельности, решают диагностические и лечебные задачи в реальной ситуации. Выводы. На клинической кафедре в период обучения в УГМУ осуществляются профессиональная социализация и личностное развитие студентов-стоматологов, формирование необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков и качеств, профессиональных компетенций и готовности к их самостоятельному выполнению.

Ключевые слова:
стоматология, студенты-стоматологи, профессиональная гигиена полости рта, профессионально ориентированный подход, профессиональная социализация
Список литературы

1. Вагнер, В. Д. Оценка эффективности профилактических мероприятий и профессиональной гигиены при лечении заболеваний пародонта / В. Д. Вагнер, З. Э. Ревазова // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. – 2015. – Т. 10, № 3. – С. 95–102.

2. Зубкова, А. А. Социально-личностное развитие студентов медицинского вуза как педагогическое явление / А. А. Зубкова, Л. А. Ячменева // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов : сб. трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ / под ред. В. А. Лазаренко [и др.]. – 2017. – С. 245–249.

3. Ekstrand, K. Опыт проведения индивидуализированных программ профилактики кариеса зубов в Дании и России / K. Ekstrand, I. Kuzmina // Dental forum. – 2017. – № 4 (67). – С. 82–83.

4. Клинико-лабораторное обоснование применения лечебно-профилактической десенситивной зубной пасты с фторидом натрия молодыми пациентами / Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев, А. С. Приходкин // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 5–11.

5. Еловикова, Т. М. Анализ самооценки стоматологического здоровья и стоматологической активности будущих врачей / Т. М. Еловикова, Н. С. Абрамова, А. С. Кощеев // Материалы XXIV Международного юбилейного симпозиума «Инновационные технологии в стоматологии», посвященного 60-летию стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета : сборник статей / отв. ред. Г. И. Скрипкина. – 2017. – С. 155–156.

6. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2019. – № 2. – С. 46–49.

7. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии : сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. – 2019. – С. 89–92.

8. Еловикова, Т. М. Анализ воздействия лечебно-профилактической зубной пасты, содержащей бикарбонат и фторид натрия, на состояние органов полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта у молодых пациентов (клинико-лабораторное исследование) / Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев // Пародонтология. – 2019. – Т. 24, № 1-24 (90). – С. 45–51.

9. Решение проблемы повышенной чувствительности дентина: механизмы реминерализации при курсовом использовании зубной пасты с фторидом олова / Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, Л. В. Уварова, А. С. Кощеев // Стоматология. – 2019. – Т. 98, № 5. – С. 66–71.

10. Изменение параметров смешанной слюны у пациентки c хроническим генерализованным пародонтитом и сложной челюстно-лицевой патологией на этапе проведения профессиональной гигиены полости рта / Т. М. Еловикова, В. В. Карасева, М. А. Лекомцева, М. Р. Улыбин // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала» : сборник научных статей / под ред. профессора Ю. В. Мандра. – Екатеринбург : ТИРАЖ, 2019. – С. 42–45.

11. The expiriens resulting from the perfomance of professionsl oral cavity hygiene in patient whith a chronic periodontitis in combination whith a medication-associated osteonecrosis of the jaw / T. Elovicova, V. Karaseva, E. Ermishina, M. Shimova, Ya. Skurihina // Actual problems in dentistry. – 2019. – Vol. 15, № 3. – P. 28–33.

12. Применение технологии коучинга в формировании здорового образа жизни и мотивации к гигиене полости рта у старшекурсников стоматологического факультета / Т. М. Еловикова, И. А. Мартюшева, Д. С. Рылов, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 149–150.

13. Еловикова, Т. М. Педагогические аспекты пародонтологии: самооценка качества подготовки выпускников УГМУ по мануальным навыкам / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 146–148.

14. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция научно-исследовательской деятельности студентов-стоматологов в образовательном процессе УГМУ / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. С. Григорьев // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 143–146.

15. Качественные и количественные характеристики фторидсодержащей зубной пасты с антисептическим эффектом / Т. М. Еловикова, С. Н. Саблина, С. С. Григорьев, А. С. Кощеев, А. В. Гостеева, Р. В. Денисенко // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала» : сборник научных статей / под ред. профессора Ю. В. Мандра. – Екатеринбург : ТИРАЖ, 2019. – С. 46–48.

16. Клинические рекомендации (протоколы лечения) «Пародонтит» / О. О. Янушевич, Э. М. Кузьмина, Ю. М. Максимовский, А. Ю. Малый, Л. А. Дмитриева, З. Э. Ревазова, В. А. Почтаренко, А. И. Эктова. – МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава РФ, 2018. – 120 с.

17. Koller, N. Организация работы гигиениста стоматологического в клиниках Швейцарии. Особенности гигиены полости рта при кариесе зубов, гингивите и пародонтите / N. Koller // Dental forum. – 2017. – № 4 (67). – С. 83–84.

18. Учебная мотивация и повышение качества обучения студентов стоматологического факультета / Н. С. Левченкова, А. И. Николаев, Е. В Петрова, Л. М. Цепов, М. М. Нестерова, А. Н. Антонова // Смоленский медицинский альманах. – 2018. – № 3. – С. 103–106.

19. Гигиеническое состояние полости рта и стоматологическая просвещенность студентов различных факультетов первого МГМУ имени И.М.Сеченова / И. М. Макеева, З. С. Будайчиева, З. М. Кулиев, А. А. Куртышов // Медицинское образование и вузовская наука. – 2016. – № 1 (8). – С. 53–56.

20. Мартюшева, И. А. Оценка здорового образа жизни студентов IV курса стоматологического факультета как ведущий фактор в повышении качества обучения / И. А. Мартюшева, Т. М. Еловикова // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования – к качеству медицинской помощи». – Екатеринбург : УГМУ, 2016. – С. 262–268.

21. Мартюшева, И. А. Мониторинг анализа здорового образа жизни и стоматологического здоровья студентов IV курса стоматологического факультета / И. А. Мартюшева, Е. А. Федорова, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, III Форума медицинских и фармацевтических вузов России «За качественное образование». – 2018. – С. 184–188.

22. Clinical and experimental substantiation of the choice of toothpastes on the basis of monitoring the composition of the oral fluid in the inhabitants of industrial areas / V. Molvinskikh, N. Belokonova, T. Elovicova, D. Kiseleva, M. Chervyakovskaya, O. Antropova, O. Olshvang // Actual problems in dentistry. – 2019. – Vol.15, № 1. – P. 33–37.

23. Исследование влияния уровня перфекционизма на отношение людей к профилактике стоматологических заболеваний / Л. Ю. Орехова, Н. Р. Чеминава, Т. В. Кудрявцева, В. В. Тачалов, Е. С. Лобода // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 4. – С. 32–37.

24. Осипова, М. В. Эпидемиологические показатели и модель развития, профилактики и лечения воспалительных заболеваний пародонта у курящего населения / М. В. Осипова, Л. Ю. Орехова, Е. А. Белова // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 4. – С. 38–44.

25. Петрова, Е. В. О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии / Е. В. Петрова, Л. Б. Тургенева, Т. А. Галанова // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / под ред. И. В. Отвагина. – Смоленск : СГМУ, 2016. – № 2. – С. 220–223.

26. Профессиональная социализация студентов стоматологического факультета / М. Г. Савельева, М. В. Мосеева, М. В. Воробьев, Н. И. Усынина // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.

27. Модернизация системы преподавания профилактики и коммунальной стоматологии на кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний / Л. А. Скорикова, Н. П. Баженова, В. А. Волков, Г. Н. Осадчая // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 229–232.

28. Применение безлекарственных антисептических средств в комплексном лечении хронического пародонтита / Е. Ю. Соколова, О. О. Янушевич, В. Г. Атрушкевич, Р. А. Айвазова // Dental Forum. – 2017. – № 1. – С. 63–68.

29. Микробиологическая оценка эффективности метода локальной доставки антисептических средств при терапии хронического генерализованного пародонтита / Е. Ю. Соколова, О. О. Янушевич, В. Г. Атрушкевич, Р. А Айвазова // Cathedra. – 2016. – № 58. – С. 18–22.

30. Оценка неспецифической резистентности полости рта после однократного воздействия новой противовоспалительной зубной пасты / Е. С. Строкина, С. Н. Танцырева, Е. Ю. Костина, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, III Форума медицинских и фармацевтических вузов России «За качественное образование». – 2018. – С. 317–321.

31. Тарасова, Ю. Г. Хронометраж этапа профессиональной гигиены полости рта при первичном приёме пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом врачами терапевтического профиля / Ю. Г. Тарасова, Т. Л. Рединова // Институт Стоматологии. – 2011. – № 3. – С. 22–24.

32. Практико-ориентированные образовательные технологии при обучении студентов стоматологического факультета / Е. В. Фелькер, М. А. Бароян, А. А. Зубкова, А. В. Винокур // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 83.

33. Levchenkova, N. S., Nikolaev, A. I., Petrova, E. V., Tsepov, L. M., Nesterova, M. M., Antonova, A. N. (2018). Uchebnaya motivatsiya i povysheniye kachestva obucheniya studentov stomatologicheskogo fakul'teta [Educational motivation and improving the quality of teaching students of the dental faculty]. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh [Smolensky Medical almanac], 3, 103–106. (In Russ.)


Войти или Создать
* Забыли пароль?