сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
филиал № 4 Автономная Некоммерческая Организация «Объединение «Стоматология»
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
студент
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Предмет. Одной из особенностей современного этапа развития отечественного здравоохранения является дифференцированный подход к детям с ограниченными возможностями, это не только дети-инвалиды, но и дети с аутистическими нарушениями. Для обучения гигиене полости рта детей, страдающих аутизмом, разработаны специальные программы, основанные на модификации поведения. Помимо традиционного обучения гигиене полости рта, в настоящее время все чаще стали использоваться современные гаджеты. Детскому стоматологу необходимо встроиться в современные молодежные тренды, сформировать методы мотивации детей к гигиене полости рта с применением современных средств пропаганды, в том числе интерактивных, смарт-технологий и дополненной реальности, значительно увеличивающих охват населения. Цель исследования — сравнение эффективности современных методов профилактики стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Уральского федерального округа. Методология. Материалами исследования явились данные годовых отчетов главного внештатного детского специалиста — стоматолога Министерства здравоохранения РФ в Уральском федеральном округе, имеющиеся техники и лучшие практики межведомственного взаимодействия в сфере профилактики стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутистического спектра. Результаты. Данные сравнительного анализа подтвердили значимость и актуальность проведения мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутистического спектра. Выводы. В рамках реализации национального федерального проекта «Электронное здравоохранение» существует возможность внедрения смарт-технологий в практику медицинских организаций, сетевого распространения и отдаленного аудита электронных продуктов и проектов. Актуальность проблемы и новизна решения в сочетании с небольшими затратами позволяют высоко оценить осуществляемые проекты.
стоматология детского возраста, расстройства аутистического спектра, профилактика кариеса, смарт-технологии, дополненная реальность, Школа здоровья, школьники, дети, кариес, гигиена полости рта
1. Агеенко, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе: тенденции, перспективы развития / Н. В. Агеенко, Д. Д. Дорофеева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 2 (34). – С. 6–15.
2. Акбаева, Д. Ж. Коэффициент людей с расстройством аутистического спектра в мире и альтернативные методы его коррекции и лечения / Д. Ж. Акбаева, В. В. Боброва // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 54–58.
3. Бородина, Л. Г. Рекомендации родителям при предположении у ребенка расстройства аутистического спектра / Л. Г. Бородина // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – Т. 13, № 4. – С. 39–43.
4. Бородина, Л. Г. Медицинские аспекты сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Г. Бородина, Н. В. Письменная // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15, № 3. – С. 3–8. doi:10.17759/autdd.2017150301
5. Быстрова, Т. Ю. Проектирование образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра: к постановке вопроса / Т. Ю. Быстрова, Л. В. Токарская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – № 1 (147). – С. 168–174.
6. Гаврилова, Е. Г. Технологии дополненной реальности и другие «сказочные» возможности в работе библиотеки : практические рекомендации / Е. Г. Гаврилова. – Петрозаводск : Национальная библиотека РК, 2018. – 4 с.
7. Кайснер, Э. Робототехника: прорывные технологии, инновации, интеллектуальная собственность / Э. Кайснер, Д. Раффо, С. Вунш-Винсент // Форсайт. – 2016. – № 10 (2). – С. 7–27. doi:10.17323/1995-459X.2016.2.7.27
8. Кисельникова, Л. П. Оказание стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра / Л. П. Кисельникова, Л. Н. Дроботько, К. Б. Милосердова // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15, № 3. – С. 9–15. doi: 10.17759/autdd.2017150302
9. Клочко, Е. Ю. Предложения по реализации комплексного межведомственного подхода в совершенствовании механизмов организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью / Е. Ю. Клочко // Аутизм и нарушения развития. – 2018. – Т. 16, № 1. – С. 3–12. doi:10.17759/autdd.2018160101
10. Леванов, В. М. Основные направления развития региональных систем электронного здравоохранения / В. М. Леванов // Социальные аспекты здоровья населения. – 2012. – Т. 27, № 5. – С. 9.
11. Клинико-морфологическая оценка эффективности применения инновационной лечебно-профилактической зубной пасты в комплексном лечении пациентов молодого возраста с основными стоматологическими заболеваниями / Ю. В. Мандра, В. В. Базарный, О. Н. Чупахин, Т. Г. Хонина, Е. А. Семенцова, Е. Н. Светлакова, А. Ю. Котикова, А. В. Легких, Л. Г. Полушина, А. Ю. Тесленко // Проблемы стоматологии. – 2017. – № 13 (3). – С. 29–35.
12. Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) : приказ Минздрава России от 02.02.2015 г. № 32н. – Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 ; № 36143.
13. О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года : распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ. – 5 мая 2017 ; 261-рп.
14. Цветкова, Л. А. Оценка перспектив развития мобильной медицины - mHealth на основании данных наукометрического и патентного анализа / Л. А. Цветкова, П. П. Кузнецов, Н. Г. Куракова // Врач и информационные технологии. – 2014. – № 4. – С. 66–77.
15. Черченко, О. В. Технологии дополненной и виртуальной реальности в медицине: анализ конкурентного ландшафта / О. В. Черченко // Экономика науки. – 2018. – № 4 (1). – С. 69–80. doi: 10.22394/2410-132X-2017-4-1-69-80
16. American Academy of Pediatrics. Maintaining and improving the oral health of young children // Pediatrics. – 2014. – Vol. 134 (6). – P. 1224–1229. DOI: 10.1542/peds.2014-2984
17. Burgette, J. M. Association between Autism Spectrum Disorder and Caregiver-Reported Dental Caries in Children / J. M. Burgette, A. Rezaie // JDR Clinical & Translational Research. – 2019.
18. Dental health of preschool children with autism spectrum disorder in Hong Kong / D. F. Y. Chan, S. H. Y. Chan, H. K. So [et al.] // Hong Kong J Paediatr. – 2014. – Vol. 19 (3). – P. 161–168.
19. Examining unconscious bias embedded in provider language regarding children with autism / D. Como, L. Florindez, C. Tran [et al.] // Nursing & Health Sciences. – 2019. DOI: 10.1111/nhs.12617.
20. Treating dental patients on the autism spectrum / D. Eades, P. Leung, A. Cronin [et al.] // BDJ Team. – 2019. – Vol. 6. – P. 19–25. DOI: 10.1038/s41407-019-0189-0.
21. UK dental professionals' knowledge, experience and confidence when treating patients on the autism spectrum / D. Eades, P. Leung, A. Cronin [et al.] // British Dental Journal. – 2019. – Vol. 227. – P. 504–510. 10.1038/s41415-019-0786-5.
22. Oral health status and behaviours of children with autism spectrum disorder: a case–control study / A. A. El Khatib, M. M. El Tekeya, M. A. El Tantawi [et al.] // Int J Paediatr Dent. – 2014. – Vol. 24 (4). – P. 314–323.
23. Oral Care Experiences of Latino Parents/Caregivers with Children with Autism and with Typically Developing Children / L. Florindez, D. Floríndez, F. Floríndez [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – Vol. 16. – P. 2905. DOI: 10.3390/ijerph16162905.
24. Factors influencing the severity of dental caries among Indonesian children with autism spectrum disorder - a pilot study / N. Hariyani, R. H. Soebekti, D. Setyowati [et al.] // Clin Cosmet Investig Dent. – 2019. – Vol. 11. – P. 227–233.
25. Возрастная динамика стоматологических и лабораторных показателей здоровья у детей Екатеримбурга (5-6, 12, 15 лет) / Н. Насретдинова, Ю. Мандра, Л. Полушина, В. Базарный, Е. Мандра, Ю. Болдырев, М. Власова, Ю. Димитрова // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 116–120. DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-3-116-120
26. Динамика стоматологической заболеваемости детского населения г. Екатеринбурга / Н. Насретдинова, Л. Ворожцова, Ю. Мандра, Д. Сорокоумова, Н. Гегалина, А. Епишова // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 2. – С. 74–78. DOI: 10.18481/2077-7566-2019-15-2-74-78
27. Oral health status of children and young adults with autism spectrum disorders: systematic review and meta-analysis / S. N. Silva, T. Gimenez, R. C. Souza [et al.] // Int J Paediatr Dent. – 2017. – Vol. 27 (5). – P. 388–398.
28. Strategies for Success: A Qualitative Study of Caregiver and Dentist Approaches to Improving Oral Care for Children with Autism / D. L. Stein, L. Florindez, D. H. Como [et al.] // Pediatric dentistry. – 2019. – Vol. 41. – P. 4E–12E.
29. Stein, D. L. Oral care experiences and challenges in children with autism spectrum disorders / D. L. Stein, J. N. Polido, S. Cermak // Pediatric dentistry. – 2012. – Vol. 34. – P. 387–391.