сотрудник
Ош, Киргизия
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
ГРНТИ 14.15 Система образования
ОКСО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ББК 7426 Методика преподавания учебных предметов в общеобразовательной школе
ТБК 3018 Методика преподавания других предметов
В статье рассматриваются вопросы формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы посредством использования разнотипных математических задач. Анализируются виды классификаций математических задач разных типов, способствующих активизации и развитию у младших школьников мышления: творческие задачи и задачи, решение которых приводит к появлению новой идеи. Обосновывается вывод о том, что работу по развитию логического мышления и формированию нестандартного подхода к разрешению проблем в ходе обучения математике учитель может и должен начинать с первого класса.
младшие школьники; учебный предмет «Математика»; типы математических задач; творческие задачи; исследовательская деятельность; формирование компетенций
1. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. Решение задач по математике с избыточными или противоречивыми данными в общеобразовательной школе // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 5. – С. 183–185.
2. Екимова М.А. Развитие логического мышления учащихся 5–7-х классов посредством обучения решению задач с геометрическим содержанием: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2002. – 166 с.
3. Зеленский А.С. Использование специально сконструированных ошибочных и нерациональных решений задач для повторения и коррекции знаний учащихся // Математика в школе. – 2012. – № 2. – С. 24–33.
4. Келдибекова А.О. Особенности подготовки младших школьников к математическим олимпиадам // Известия вузов Кыргызстана. – 2016. – № 7. – С. 156–159.
5. Келдибекова А.О. Развитие творческой самостоятельности учащихся 5–6-х классов посредством задач на поиск закономерностей // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. – 2014. – № 1 (28). – С. 74–79.
6. Келдибекова А.О. Решение заданий на клетчатой бумаге как средство развития творческих способностей учащихся школ // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2016. – Т. 16. – № 5. – С. 41–44.
7. Келдибекова А.О. Решение нестандартных задач по математике как средство формирования творческого мышления учащихся школ // Известия Кыргызской академии образования. – 2015. – № 4. – С. 113–118.
8. Келдибекова А.О. Роль нестандартных задач по математике в развитии логического мышления учащихся школ // Вестник КГУ им. И. Арабаева (специальный выпуск). – Бишкек: Изд-во Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. – 2015. – С. 152–157.
9. Келдибекова А.О. Формирование логической культуры школьников посредством олимпиадной математики // Вестник Нарынского государственного университета им. С. Нааматова. – 2016. – № 3. – С. 11–15.
10. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 1978. – 48 с.
11. Митенева С.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач по математике. – Вологда: Изд-во ВГПУ, 2008. – 150 с.
12. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. – Киев: Знание, 1978. – 46 с.
13. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
14. Столяр А.А. Педагогика математики. – Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 158 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.
16. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: Просвещение, 1978. – 257 с.
17. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Высшая школа, 1972. – 214 с.