Саранск, Россия
Саранск, Россия
Саранск, Россия
Саранск, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматриваются вопросы использования компетентностного подхода в начальном общем образовании, который позволяет удовлетворить потребность младших школьников в социализации. Практико-ориентированный аспект социализации обеспечивают разные виды функциональной грамотности: языковой, математической, информационной, бытовой. Раскрываются способы формирования этих видов функциональной грамотности посредством предметов школьного курса. Приводятся примеры творческих заданий, позволяющих развивать у младших школьников навыки речевого общения, конкретные практические умения работы с несплошными текстами, находить решения в учебных квазижизненных ситуациях, максимально приближенных к возникающим в самой жизни и значимых для детей данной возрастной категории.
учебный курс начальной школы; виды функциональной грамотности младшего школьника; реализация компетентностного подхода; компетенция; речевое общение; учебная ситуация; несплошной текст; практические умения.
Работа выполнялась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям
научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» и МордГПИ) по теме: «Фор-
мирование ключевых компетенций у младших школьников посредством решения практико-ориентированных задач».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одним из направлений компетентностного подхода в рамках начального общего образования является отбор практико-ориентированных знаний, умений, навыков. Среди огромного числа окружающих объектов значимыми для человека становятся в основном те, которые служат удовлетворению разных его потребностей. В качестве одной из значимых для младшего школьника можно выделить его потребность в социализации. Социализация, в процессе которой ребенок формирует свое представление об устройстве общества, приобретает знания об общественных нормах, – потребность объективная: без ее удовлетворения полноценная жизнь в обществе невозможна. Практико-ориентированный аспект социализации проявляется в знакомстве ребенка с функционированием социальных объектов, инициации формирования умений, доступных для освоения детьми этого возраста и обеспечивающих разные виды функциональной грамотности [6].
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ КУРСА
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Остановимся на каждом из видов функциональной грамотности младших школьников и рассмотрим варианты их формирования посредством предметов школьного курса, на первый взгляд совсем не предназначенных для этой цели.
Языковая функциональная
грамотность
Характеристика языковой функциональной грамотности: ученик отвечает на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; орфографически и пунктуационно грамотно оформляет письменную речь; пользуется алфавитными перечнями. По мнению исследователей, любой текст создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение [10].
1. Белова Н.А., Кашкарева Е.А. Траектории развития профессиональной межкультурно-коммуникативной компетенции учителя в системе педагогической подготовки // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 64–67.
2. Бунеева Е.В. К определению понятия «функционально грамотная языковая личность младшего школьника» // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 7. – С. 65–70.
3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 11. – С. 3–10.
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 4. – С. 55–59.
5. Вершинина Н.В., Чиранова О.И. Коммуникативно-речевая компетенция как основа развития математической речи младших школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 1 (17). – С. 14–19.
6. Дубова М.В., Маслова С.В. Компетентностная задача как средство достижения эффектов в обучении младших школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1. – С. 18–23.
7. Дубова М.В., Маслова С.В. Компетентностные задачи в начальной школе: технологический аспект: учебное пособие. – Москва; Саранск: МАНПО – Мордовский государственный педагогический институт, 2011. – 202 с.
8. Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. – Тарту: TARTU ULICOOL. NARVA KOLLEDZ, 2012. – 58 с.
9. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М.: Магистр, 1993. – 180 с.
10. Педагогическая риторика / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева [и др.]; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
11. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 225 с.
12. Чиндилова О.В. Обучение вдумчивому чтению // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 61–64.
13. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 8. – С. 3–9.