ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи с использованием на машиностроительных предприятиях для создания новых изделий систем автоматизированного проектирования, которые решают поставленные задачи в трехмерном пространстве, актуальной становится проблема модернизации курса начертательной геометрии. В статье рассказывается об опыте кафедры начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета по модернизации курса начертательной геометрии. Подробно рассматриваются вопросы разработки учебно-методического комплекса модернизированной дисциплины «Инженерная и компьютерная графика», его компоненты, которые подготовлены кафедрой и используются в учебном процессе при обучении бакалавров по направлениям, входящим в укрупненную группу 150000 «Машиностроение».

Ключевые слова:
модернизация курса начертательной геометрии, учебно-методический комплекс дисциплины, академические бакалавры, рейтинговая технология обучения, виды учебной деятельности, система дистанционного образования.
Текст

В настоящее время на всех авиа- и машиностроительных предприятиях в процессе проектирования новых изделий широко используются системы автоматизированного проектирования. Инженеры-конструкторы, выполняя возложенные на них функции, начинают создавать новые изделия в виде 3D моделей сборок проектируемых объектов, т.е. работают в пространстве, а не на плоском чертеже. Это объясняется тем, что системы автоматизированного проектирования предоставляют в руки конструктора инструментарий, с помощью которого возможно выполнение любых построений и решение различных геометрических задач в пространстве с заданной точностью [6]. Поэтому на стадии проектирования отпадает необходимость использования плоского чертежа. В связи с этим начертательная геометрия как наука, являющаяся теоретической основой проектирования и изображения объектов и остающаяся актуальной и востребованной в наше время, должна претерпеть соответствующую модернизацию учебного курса в техническом вузе. Публикации, в которых затрагивается проблема модернизации курса начертательной геометрии, начали появляться более 10 лет назад. Сделаем ссылку на некоторые из них [2–5, 15, 16], авторы которых высказывают свое видение этой проблемы и предлагают пути ее решения. На кафедре начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) с 2010 г. проводится постепенное изменение содержания курса начертательной геометрии. Модернизированный курс, разработанный в рамках подготовки вузом учебных планов и рабочих программ в соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС ВО, называется «Инженерная и компьютерная графика». В этом курсе мы уменьшили количество времени на изучение разделов, посвященных рассмотрению алгоритмов решения метрических и позиционных задач на плоском чертеже, а также преобразованию комплексного чертежа. Вместо этого увеличили время:
 на изучение параллельной и ортогональной аксонометрии;
 способов задания геометрических объектов в трехмерном пространстве; 

 способов образования и задания технических поверхностей (при этом кинематический способ образования поверхностей связываем с существующими формообразующими командами твердотельного моделирования, а также командами поверхностного моделирования систем автоматизированного проектирования). В настоящее время для направлений обучения академических бакалавров, входящих в укрупненную группу 150000 «Машиностроение», объем курса инженерной и компьютерной графики составляет 10 зачетных единиц и изучается в течение трех семестров.

Список литературы

1. Векторная система конструкторской графики КОМПАС-17. Построение заданной конфигурации линий и чертежей плоских деталей: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Ю.В. Поликарпов. — Уфа: РИК УГАТУ, 2018. — 63 с.

2. Вольхин К.А., Головнин А.А. Уточнение задач графического образования в условиях автоматизации проектных работ // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции (февраль–март 2011). — Пермь: Пермский государственный технический университет, 2011. — С. 138–141.

3. Горнов А.О., Лепаров М.Н. Системные противоречия и предпосылки инженерной геометрии в образовательном аспекте [Текст] // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: проблемы, традиции и инновации (КГП-2017). Материалы VII международной научно-практической интернет-конференции (февраль–март 2017). — Т. 1. — Пермь: ПНИПУ, 2017.– С. 14–20.

4. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — №. 1. — С. 26–27. DOI: 10.12737/467.

5. Иванов Г.С. Предыстория и предпосылки трансформации начертательной геометрии в инженерную // Геометрия и графика. — 2016. — Т. 4. — №. 2. — С. 29–36. DOI: 10.12737/19830

6. Ли К. Основы САПР (CAD/CAM/CAE): пер. с англ. — СПб.: Питер. 2004. — 560 с.

7. Моделирование листовой детали: лабораторный практикум по дисциплине «Информационные технологии в машиностроении» / сост. Ю.В. Поликарпов, Л.П. Худякова, М.А Семашко. — Уфа: РИК УГАТУ, 2015. — 29 с.

8. Построение твердотельных моделей и чертежей деталей «Ручка», «Корпус», «Патрубок» в КОМПАС-3D: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост.: Ю.В. Поликарпов, М.А. Киселева, И.Р. Горлова. — Уфа: РИК УГАТУ, 2016. — 41 с.

9. Пос троение твердотельных моделей изделия «Приспособление» и необходимого набора конструкторских документов: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Ю.В. Поликарпов, И.И. Акмаева. — Уфа: РИК УГАТУ, 2017. — 40 с.

10. Построение твердотельных моделей изделия «Ручка» и необходимого набора конструкторских документов: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Л.П. Худякова, М.А. Семашко. — Уфа: РИК УГАТУ, 2017. — 50 с.

11. Построение твердотельной модели сборки изделия «Корпус в сборе» способом «снизу — вверх» и необходимого набора конструкторских документов на изделие в КОМПАС-17: Лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Ю.В. Поликарпов, Ч.А. Яруллин. — Уфа: РИК УГАТУ, 2018. — 54 с.

12. Построение твердотельной модели сборки изделия «Амортизатор» способом «сверху — вниз» и необходимого набора конструкторских документов на изделие: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Ю.В. Поликарпов, Н.Р. Асадуллина, Э.Г. Балышева. — Уфа: РИК УГАТУ, 2018. — 54 с.

13. Создание и редактирование твердотельной модели детали типа «тело вращение» (вал) с использованием библиотек «Валы» и «Механические передачи» 2D и 3D в системе КОМПАС-3D: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Ю.В. Поликарпов. — Уфа: РИК УГАТУ, 2017. — 36 с.

14. Создание и редактирование твердотельной модели детали «Колесо зубчатое» с использованием библиотек «Валы» и «Механические передачи» 2D и 3D в системе КОМПАС-3D: лабораторный практикум по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» / сост. Ю.В. Поликарпов. Уфимск. — Уфа: РИК УГАТУ, 2017. — 38 с.

15. Соколова Л.С. Геометрическая подготовка бакалавров в современных условиях // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: проблемы, традиции и инновации (КГП-2016): Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции (февраль — март 2016). — Пермь: ПНИПУ, 2016. — Вып. 3. — С. 326–332.

16. Якунин В.И., Гузненков В.Н. Геометро-графические дисциплины в вузе: сегодня, завтра // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 192–198.

Войти или Создать
* Забыли пароль?