Показано, что ситуационный подход к стратегическому управлению региональным и городским развитием позволяет выявлять взаимодействие его процесса и механизма, объединять пространственное и деятельностное представление территориального развития, совмещать его объяснение с позиций общих закономерностей и конкретно-географическое описание. Ситуация территориального развития становится основным объектом стратегического управления регионом или городом, использование позитивных аcпектов ее динамики — важнейшим инструментом, а формирование и использование потенциала конструктивного взаимодействия всего многообразия акторов и факторов территориального развития, способных изменить ситуацию в целевом направлении, — его основной задачей. Мониторинг ситуации территориального развития выступает неотъемлемой частью управления ею, обеспечивая стратегическую обратную связь — инвентаризацию, учет и соотнесение разнохарактерных трендов, формирующих ситуацию, а также результатов действий, направленных на ее целевое изменение. Подчеркивается, что мониторинг способен не только своевременно вскрывать угрозы, но и, главное, находить необходимые возможности развития ситуации в целевом направлении, заложенные в «естественных» трендах ее динамики. Представленный ситуационный подход к мониторингу регионального и городского развития был последовательно реализован при разработке Стратегии социально-экономического развития г. Москвы на период до 2025 г., осуществленной по заказу Департамента экономической политики и развития Правительства г. Москвы международным коллективом под руководством специалистов РАНХиГС при Президенте РФ и НИУ ВШЭ.
ситуация, регион, город, территориальное развитие, стратегия, мониторинг, «дерево целей», жизненный цикл.
Опыт последнего десятилетия разработки и реализации многочисленных стратегий территориального развития в России и его сравнение с практикой ЕС [4, а также 1–3] выявляет значительный потенциал воздействия целенаправленной социально-экономической политики региональных и городских властей на результаты развития соответствующих территориальных образований. Вместе с тем этот опыт наглядно демонстрирует, что у этих властей в одиночку не хватает ресурсов и инструментов, достаточных для решения стратегических задач на уровне современных требований. Реальный успех приносит только способность обеспечить взаимодействие и консолидацию усилий многих заинтересованных сторон (в том числе на уровне конкретного государства и государств иностранных) на решении четко сформулированных и измеримых целей.
Достижение этих целей должно обеспечить новый, более высокий уровень конкурентоспособности региона или города по качеству жизни и человеческого капитала, качеству товаров и услуг, качеству среды, в том числе деловой, качеству экономического роста. Все это, в свою очередь, требует нового качества управления — развития инструментов и компетенций управления «целостной» ситуацией территориального развития, а не ее отдельными (ведомственно закрепленными) «фрагментами». Ситуация территориального развития становится основным объектом стратегического управления регионом или городом, использование позитивных аспектов ее динамики — его важнейшим инструментом, а формирование и использование потенциала конструктивного взаимодействия всего многообразия «акторов и факторов» территориального развития, способных изменить ситуацию в целевом направлении, — его основной задачей.
1. Аткинсон Р. Евроремонт градостроительной политики // Территория и планирование. 2010. № 2 (26). С. 21–29.
2. Житков В.А., Лабренц Б.В., Розенталь В.О. Региональные стратегии: практика разработки и направления совершенствования // Экономика мегаполисов и регионов. 2011. Вып. 4 (40). С. 22–33.
3. Савченко А.Б. О ходе работ над Стратегией социально-экономического развития города Москвы на период до 2025 года // Экономика мегаполисов и регионов. 2012. Вып. 1 (43). С. 36–43.
4. Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития // Доклады участников юбилейного Х Общероссийского форума лидеров стратегического планирования (Санкт-Петербург, 17–19 октября 2011 г.) / Под ред. Е.С. Жихаревича. СПб.: Леонтьевский центр, 2012. 152 с.
5. Global City Indicators Facility (2011). URL: www.cityindicators.org/Default.aspx.
6. Parnreiter C. Megacities in the Geography of Economic Governance // Die Erde. 2009. Vol. 140. № 4. P. 371–390.
7. Taylor P.J. Specification of the World Cities Network // Geographical Analysis. 2001. № 2. P. 181–194.
8. The Economist. World in Figures 2011. URL: http://www.economist.com/theworldin/2011.
9. Urban Indicators Guidelines (2004). Monitoring Habitat Agenda and Millennium Development Goals. United Nations Human Settlements Programme.