сотрудник
Россия
В статье рассматривается реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) при проектировании современного урока математики. Построение урока основывается на основных ключевых идеях концепции развития российского математического образования. В качестве примера организации познавательной деятельности на уроке математики рассматривается практическая работа, в том числе, с применением информационных технологий. Раскрываются несколько примеров проведения практической работы на различных этапах урока в разных классах на основной ступени общего образования. Использование программ динамической математики и элементов интерактивного взаимодействия учителя и обучающихся позволяет реализовать развивающий потенциал общего образования, обеспечить достижение учащимися с различными образовательными потребностями необходимого результата, что является приоритетным направлением современного образования.
проектирование современного урока математики, практические работы на уроках математики, компьютерное моделирование.
Каждый ребенок в процессе своего роста и развития делает очень много открытий. Он изучает окружающий мир, с удовольствием делает поделки из различных материалов и рисует. Нам же, взрослым, часто доставляет огромное удовольствие помогать делать открытия быстрее. Торопясь раскрыть перед ребенком весь мир, мы собственными руками постепенно «отучаем» их работать самостоятельно, делать свои собственные открытия. Однако активное развитие, качественное усвоение нового происходит именно в результате самостоятельной деятельности. А что окажется более ценным: несколько заданий, решенных по предложенному учителем образцу, или открытый самостоятельно некоторый способ решения, пусть даже только одного задания? Наверное, ответ на данный вопрос неоднозначен. Иногда очень необходимо решить много заданий по образцу и сформировать навык некоторого действия. Но нельзя отрицать, что опыт самостоятельного открытия незаменим и очень важен. Научившись открывать для себя новое знание самостоятельно, человек в любой момент может постичь то, что ему потребуется. В современном очень быстро наполняющемся новой информацией мире это, безусловно, очень ценное умение. С.Г. Манвелов выделял среди девятнадцати типов уроков базовой системы урок-практикум, основной формой проведения которого являются лабораторные и практические работы. По его мнению, главное различие этих форм состоит в том, «…что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных, а на практических — конструктивных умений учащихся» [7, с. 20]. Лабораторная работа — это самостоятельная работа обучающегося, которая выполняется посредством проведения эксперимента и в ходе его исследования с помощью наблюдения, сравнения, измерения. Практическая работа — это самостоятельная работа обучающегося, которая выполняется посредством конструирования (проектирования и изготовления) математического объекта и его исследования с помощью наблюдения, сравнения, измерения. В ходе практической или лабораторной работы осуществляется продуктивный поиск идей и фактов, выдвижение гипотез, поиск путей их доказательства (или опровержения), непосредственно доказательство некоторого факта, когда это возможно, и, наконец, исследование вопроса о возможности применения полученного результата. Деятельность обучающегося по выполнению лабораторной и практической работы может быть организована индивидуально или в группе. В ходе выполнения работы должны использоваться соответствующие измерительные и вычислительные инструменты. В этой связи могут широко использоваться возможности различных программ динамической математики, например, таких как GeoGebra, «Живая математика», 1С «Математический конструктор» и др. Далее остановимся подробнее на особенностях применения практической работы на уроках математики. В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечивать у подрастающего поколения «...формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию» [6, с.5]. В этой связи требует уточнения типология уроков.
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 383 с.
2. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 205 с.
3. Васильева М.В. Использование информационных технологий при обучении математики в условиях реализации ФГОС / Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 13 марта 2014г.): в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. А.А. Сукиасян. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. — С. 32–36.
4. Мардахаева Е.Л. Проектирование уроков деятельностной направленности на уровне учебной темы // Опыт и проблемы математического образования школьников в условиях введения ФГОС ООО (по итогам 2013/14 учебного года). Материалы научно-практической конференции. Москва, 19 мая 2014 года / Под ред. Е.Л. Мардахаевой. — АСОУ, 2014. — С. 14–19.
5. Мардахаева Е.Л. Использование практических работ на уроках геометрии как средство реализации требований ФГОС // Опыт и проблемы математического образовании школьников в условиях введения ФГОС ООО (по итогам 2014/15 учебного года). Материалы научно-практической конференции. Москва, 18 мая 2015 года / Под ред. Е.Л. Мардахаевой. — АСОУ, 2015. — 88 с. — С. 31–39.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2011. — 48 с.
7. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя. — М. : Просвещение, 2002. — 175 с.
8. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.
9. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : книга для учителя. — М. : Просвещение, 2003.
10. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. — М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.