ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЁРТЫХ КЛАССОВ С ФИЗИКОЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обсуждается проблема несоответствия логики построения содержания учебных предметов естественно-научного цикла наиболее сенситивным периодам развития современных детей младшего школьного возраста, которая препятствует физически обоснованному пониманию учащимися явлений окружающего мира, формированию у них научного мышления и когнитивного опыта, не отвечает их познавательным интересам. Разрешение данной проблемы автор видит в использовании элективных курсов, на которых происходит более раннее ознакомление младших школьников с физическими принципами и законами, лежащими в основании всех природных явлений и действий технических систем. Изложена разработанная автором методика проведения пропедевтического факультатива «На пути к физике» для учеников четвёртых классов, предполагающая возможность чувственного восприятия детьми действий физических законов, активное участие в опытах, мини-исследованиях. Анализ результатов по итогам проведенного факультатива свидетельствует, что подобный методический подход позволяет обеспечить преемственность в преподавании курса физики между начальным и средним звеньями школьного обучения, повысить общий уровень подготовки выпускника начальной школы.

Ключевые слова:
предметы естественно-научного цикла; логика построения содержания в общеобразовательной школе; современный школьник; сенситивный период детства; информационно насыщенная среда; раннее ознакомление с физическими принципами и законами; формирование научного мышления; познавательный интерес; элективные курсы.
Текст

Серьезное внимание на занятиях в ходе факультатива уделялось методологии и методам физических исследований, разумеется на доступном для учащихся четвертых классов уровне:
– Как провести физический эксперимент?
– Как проверить свои умения: наблюдать физические явления; формулировать гипотезы; ставить опыт и анализировать его результаты; разрабатывать модели физических явлений?

Список литературы

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля. — М.: Владос, 2001. — 240 с.

2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.

3. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе: учебное пособие. — М.: Прометей; Череповец: Изд-во Педагогического государственного института, 1996. — 123 с.

4. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках окружающего мира // Начальное образование. — 2006. — № 2. — С. 18–26.

5. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. — 2007. — № 11. — С. 48–53.

Войти или Создать
* Забыли пароль?