Дальневосточный Федеральный Университет (специальность «Зарубежное Регионоведение», магистрант 2 курса)
Владивосток, Приморский край, Россия
ГРНТИ 06.91 Экономика отдельных стран
ОКСО 38.04.01 Экономика
ББК 655 Мировая экономика
ББК 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
ТБК 773 Мировая экономика
ТБК 7731 Мировая экономика
ТБК 7735 Экономика отдельных зарубежных стран
Согласно прогнозам, к 2050 г. Республика Корея станет одной из стран с самой большой долей населения старше 80 лет, что вызовет значительное количество экономических последствий, среди которых можно назвать такие, как нагрузка на трудоспособное население, замедление экономического роста, а также необходимость реформирования пенсионной системы и изменения социальной политики государства, в связи с чем в настоящий момент проводится большое количество исследований, которые способны предотвратить замедление экономического роста и бюджетный кризис.
Республика Корея, старение населения, рабочая сила, рынок труда, пенсионная система.
В настоящее время Республика Корея является государством с высоким уровнем доходов на душу населения, которое занимает одно из ведущих мест среди новых индустриальных стран. Во второй половине XX в. Южная Корея достигла уникальных показателей экономического роста, войдя в список 15 первых стран по объему валового внутреннего продукта. Как следствие успешного экономического развития, общее состояние здоровья и уровня жизни корейцев значительно улучшилось.
Такие успехи в области социально-экономического развития были достигнуты во многом и благодаря существенным инвестициям в формирование человеческого потенциала. Этот фактор обусловил не только улучшение системы здравоохранения, но и уровня образования и профессиональной подготовки населения. Кроме того, экономический скачок не был бы возможен без проведения целенаправленной демографической политики, направленной на регулирование численности населения и развитие человеческого капитала.
Однако на данный момент существует мировая тенденция старения населения, и Республика Корея является одной из стран с высокой долей населения пожилого возраста, что оказывает значительное влияние на экономику страны. Скорость демографических изменений в странах Восточной Азии значительно влияет на будущее рынков труда, социального обеспечения и благосостояния в регионе. Но старение населения предопределяет множество других экономических проблем, которые будут угрожать производительности и экономическому росту, если они остаются без внимания.
После окончания Второй мировой войны и разделения Кореи на Север и Юг, население Республики Корея было охарактеризовано высоким темпом роста, который можно было объяснить послевоенным «бэби-бумом» и снижением смертности, которые были вызваны общим улучшением условий жизни и здравоохранения. Однако высокие темпы роста были характерны только до начала 1960-х гг. и составляли в среднем 2,5–3,0% в год. Начиная с 1965-х гг. темпы роста населения начали падать и к 1975-м гг. уже составляли не более 2,0% в год, а к 1980-м гг. снизились до 1%. С 1980-х гг. до 2012 г. прирост населения составляет уже меньше 1% в год, как показано на табл. ниже.
Таблица 1
Динамика численности населения Республики Корея в 1950–2015 гг. (млн чел.)
Год |
Млн чел. |
Год |
Млн чел. |
1950 |
18,859 |
1995 |
45,525 |
1955 |
21,422 |
2000 |
47,008 |
1960 |
25,003 |
2002 |
47,622 |
1965 |
28,530 |
2004 |
48,039 |
1970 |
31,923 |
2006 |
48,297 |
1975 |
35,281 |
2008 |
48,607 |
1980 |
38,124 |
2010 |
48,875 |
1985 |
40,806 |
2012 |
50,004 |
1990 |
42,869 |
2015 |
50,293 |
Источник: [9].
Основными причинами такого снижения прироста населения стала развитая система здравоохранения, позволяющая контролировать рождаемость, окончание послевоенного «бэби-бума» и повышающийся возраст вступления в брак. Кроме того, в 1960 г. правительство Южной Кореи, осознавая, что большая численность населения могла стать препятствием в успешном экономическом развитии страны, начало проводить политику контроля над рождаемостью с помощью внедрения программы планирования семьи, что было связано с недостатком рабочих мест в стране в 1960-е гг. Последствия этой программы стали заметны со второй половины 1960-х гг. [4].
Ещё одним немаловажным фактором в снижении коэффициента фертильности можно считать увеличение количества работающих женщин. В 2010 г. доля работающих женщин до 30 лет составляла 69,4%, то есть увеличилась более чем в 2 раза с 32% в 1980 г. Кроме того, доля работающих женщин после 30 лет увеличилась на 13,6% с 1980 г. до 54,4% в 2010 г. [6].
Причиной снижения уровня рождаемости стало также повышение возраста вступления в брак. Возраст женщин, впервые вступающих в брак, в 2014 г. достиг 29 лет, и по этому показателю Корея приблизилась к европейским странам. Кроме того, количество одиноких женщин в возрасте от 20 до 25 лет увеличилось с 14,1% в 1980 г. до 69,3% в 2010 г., а в возрасте от 25 до 30 лет – от 2,7% до 29,1% [6].
Одновременно со снижением показателей рождаемости в Республике Корея снижались и показатели смертности – с 17 промилле в 1950-х гг. до 5,5 промилле в конце 1990-х гг. [9]. Основными факторами, которые определяли динамику смертности, были показатели младенческой смертности и ожидаемой продолжительности жизни. Со второй половины XX в. по первую половину XXI в. коэффициент младенческой смертности снизился с 115 промилле до 3,4 промилле и стал одним из самых низких показателей в мире, сопоставимым экономически развитым странам.
По всему миру показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении показывают повышательные тенденции. Наивысшего показателя достигла Япония, в 2012 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Японии составила 84 года и выросла относительно 1990 г. на 5 лет. Республика Корея с ожидаемой продолжительностью жизни 81 год встала на одну ступень с европейскими государствами, такими как Франция, Германия, Великобритания и др. Для Республики Корея, как и для многих других развитых стран, характерен разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин. По данным мировой статистики здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Республике Корея в 2012 г. составила 85 лет для женщин и 78 лет для мужчин [8, с. 64]. Таким образом, показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении вырос с 1980-х гг. до 2015 г. на 14,2 г., что позволило Корее войти в пятерку стран Азии по этому показателю [2].
РЫНОК ТРУДА
Одно из последствий роста продолжительности жизни и старения населения – это уменьшение количества рабочей силы, которое может привести к замедлению экономического роста и уменьшению участия пожилых людей в жизни общества. Уменьшение численности экономически активного населения может иметь негативные последствия для роста производства и обеспечения благосостояния всего населения в целом [1]. Сокращение темпов роста производства означает, что задача удовлетворения потребностей возросшего числа находящихся на иждивении пожилых людей станет еще более трудной. Кроме того, ожидается постепенное старение рабочей силы по всему миру, а также увеличение доли товаров и услуг, которые они производят [13]. Такое смещение может повлиять на способы производства товаров и услуг, а также на общую эффективность экономики. Следовательно, особенно серьезной задачей для стран, в которых отмечается снижение показателей рождаемости, является поддержание уровня благосостояния, в то время как рабочая сила становится старше, а ее численность сокращается. Эта задача связана с рассмотрением целого ряда вопросов экономической политики, которые касаются не только способов повышения производительности труда, но и возможных мер, позволяющих противостоять тенденции к уменьшению численности трудящегося населения и изменить возраст выхода на пенсию.
На данный момент Республика Корея является одной из стран с высокой долей пожилого населения. Средний возраст в Южной Корее увеличился на 18,4 года с 22,2 лет в 1980 г. до 40,6 лет в 2015 г. Для сравнения, в 2015 г. страной с самым высоким средним возрастом стала Япония и показателем в 46,5 лет, а за ней следует Германия со средним возрастом в 46,2 года [9].
К 2030 г. Республика Корея войдет в десятку стран мира с самым высоким средним возрастом с показателем 47,5 лет, а возглавлять данный список будет Япония со средним возрастом 51,5 лет. Однако к 2050 г. картина кардинально изменится, и Республика Корея займет второе место по всему миру со средним возрастом 53,9 лет, опередив Японию с возрастом 53,3 года [9].
Для того чтобы осознать масштабы проблем, вызванных повышением среднего возраста, можно посмотреть на распределение населения по возрастным группам в табл. 2.
Таблица 2
Распределение населения по возрастным группам в Республике Корея и Японии (%)
Год |
2015 |
2050 |
||||||
Возрастные группы |
0-14 лет |
15-59 лет |
60+ лет |
80+ лет |
0-14 лет |
15-59 лет |
60+ лет |
80+ лет |
Республика Корея |
14,0 |
67,5 |
18,5 |
2,8 |
11,4 |
47,1 |
41,5 |
13,9 |
Япония |
12,9 |
54,1 |
33,1 |
7,8 |
12,4 |
45,1 |
42,5 |
15,1 |
Источник: [9].
Как можно увидеть по данным, отраженным в табл., Республику Корея к 2050 г. ожидает резкое увеличение доли стареющего населения с 18,5% до 41,5%. К 2050 г. доля населения в возрасте от 15 до 59 лет станет больше, чем в Японии, а доля населения старше 60 и 80 лет почти сравняется. Также, учитывая, что в 2050 г. доли населения в возрасте от 15 до 59 лет и в возрасте старше 60 лет будут почти одинаковы и обе займут более 40% от всего населения Республики Корея, можно представить, насколько сократится количество рабочей силы и каким тяжелым бременем станет для страны и работающих людей социальное обеспечение пенсионеров.
Одним из способов, позволяющих компенсировать сокращение предложения рабочей силы, является увеличение доли пожилого населения в ее составе. В идеале пожилые люди должны иметь возможность работать до тех пор, пока они этого хотят и пока они способны работать производительно. В интересах достижения этой цели разрабатываются новые механизмы трудовой деятельности и новаторская практика на рабочих местах для сохранения производственного потенциала и удовлетворения потребностей трудящихся по мере их старения. При этом важно вести борьбу с вредными стереотипами, касающимися пожилых людей, воспитывая позитивное отношение к их умениям и возможностям, реализуемым на рабочем месте. В частности, следует уделить особое внимание увеличению доли пожилых работников, с тем, чтобы фактический возраст выхода на пенсию приблизился к пенсионному возрасту, установленному законом. Кроме того, лицам, которые достигли пенсионного возраста, установленного законом, должна быть представлена возможность продолжать участвовать в оплачиваемой трудовой деятельности во всех случаях, когда это выполнимо [12].
В реальности уменьшение доли пожилых людей в составе рабочей силы объясняется действием нескольких факторов. Недостаточно хорошие условия труда, плохое состояние здоровья или отсутствие удовлетворенности своей работой могут подтолкнуть к решению покинуть ряды рабочей силы раньше, чем предполагается. Личные предпочтения также оказывают определенное воздействие.
Еще один фактор, затрудняющий участие пожилых людей в экономической деятельности, это культурные нормы и дискриминация в отношении пожилых работников. Результаты исследований, проведенных в развитых странах, указывают на то, что практика дискриминации по признаку возраста, особенно в отношении найма на работу, сохранения рабочего места и переподготовки работников, способствовала сокращению доли лиц предпенсионного возраста в составе рабочей силы.
Республика Корея ввела в 2006 г. в действие закон о позитивной дискриминации, способствующий увеличению доли пожилых работников на рынке труда, согласно которому по меньшей мере 3 процента работников предприятий должны составлять лица в возрасте 55 лет и старше. Кроме того, в Законе о поощрении занятости среди пожилых людей определены 77 видов работ, начиная с дежурства на автостоянке и заканчивая продажей автобусных билетов, при найме на которые предпочтение следует отдавать пожилым людям [10].
Что касается коэффициента занятости, то в Республике Корея в 2013 г. он составил 47,2% для населения старше 55 лет, а для населения старше 65 лет – 30,9%. По данным статистического портала Республики Корея, коэффициент занятости среди людей в возрасте от 60 до 64 лет выше, чем для людей 20–29 лет. В 2014 г. 6 из 10 чел. в возрасте от 55 до 79 заявили, что намерены продолжать работать, а главным критерием в выборе работы явились количество и место работы [3].
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
Пожилые работники в Южной Корее в настоящее время сталкиваются со многими проблемами в связи с неразвитой пенсионной системой, требующей реформирования. Например, многие пожилые люди не имеют другого выбора, кроме как продолжать работать для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В Республике Корея в реальности пожилые работники выходят на пенсию в среднем в 68 лет для мужчин и 67 лет для женщин, и этот возраст гораздо старше, чем во многих других странах ОЭСР [1].
Республика Корея уже предприняла несколько серьезных мер, чтобы улучшить условия на рынке труда для пожилых людей. Однако требуется фундаментальная реформа пенсионной системы Республики Корея, а также увеличение количества стимулов к труду для пожилых людей. Кроме того, требуется поощрять работодателей нанимать и удерживать работников пожилого возраста. В-третьих, для повышения возможностей трудоустройства пожилых работников, ОЭСР рекомендует расширять возможности обучения для пожилых людей, снизить продолжительность рабочего дня, улучшить условия труда и безопасность работы [3].
Введение в Республике Корея национальной пенсионной системы в 1988 г. было большим достижением для корейского правительства. Однако данная система не подвергалась реформированию на протяжении долгого времени, и на ней начало сказываться старение населения. По официальным прогнозам правительства, расходы национальной пенсионной системы поднимутся с 1,7% налогооблагаемого дохода работников в 2005 г. до 30% в 2050 г., однако ситуация еще более серьезна, чем можно себе представить [11].
Одной из мер правительства Республики Корея по сглаживанию последствий старения населения и сокращению безработицы среди молодежи является «Система пика заработной платы», первый этап которой был запущен в январе 2016 г. [15] на государственных и частных предприятиях, количество рабочих на которых превышает 300 чел. В 2017 г. планируется проведение второго этапа внедрения данной системы на предприятиях с численностью работников менее 300 чел. Главная идея данной системы заключается в том, чтобы повысить пенсионный возраст с 55 до 60 лет и одновременно с этим создать благоприятные условия для найма молодежи.
Существует 3 типа данной системы: «продления пенсионного возраста», «повторного найма» и «сокращения рабочего времени». При внедрении типа продления пенсионного возраста, пенсионный возраст повышается с 55 до 58 лет, а также каждый год происходит понижение заработной платы на 10%, 15% и 20% соответственно. При использовании типа повторного найма все бывшие сотрудники в течение двух лет после выхода на пенсию могут вернуться на прежнее место работы, а их заработная плата сокращается на 30%. В случае применения типа сокращения рабочего времени за пик заработной платы принимается возраст в 50 лет и таким образом с 51 по 54 года рабочее время и заработная плата сокращаются на 20%, с 55 по 59 лет – на 40%, а после 60 лет – на 60% [14].
В Республике Корея традиционно заработная плата увеличивается пропорционально трудовому стажу, но использование «Системы пика заработной платы» позволит работодателю сэкономить на зарплатах пожилых сотрудников, и вместе с этим увеличит желание работодателя повторно нанять их на работу. Это позволит снизить уровень безработицы среди пожилых, а также уменьшит количество частных предпринимателей, одновременно с этим снизив конкуренцию на рынке.
Однако существует немало критики в адрес данной системы. Во-первых, эксперты считают, что она не только не способствует росту числа рабочих мест для молодежи, но также угнетает пожилых сотрудников, вынуждая их уходить в отставку по своему желанию. Во-вторых, стоит вопрос о том, будут ли работодатели использовать средства, сэкономленные на урезании заработной платы пожилым сотрудникам, для найма новых сотрудников. В этом нет никакой гарантии, особенно если учитывать традиционную для корейских компаний практику – нагружать уже работающих сотрудников сверхурочно, при этом, не выплачивая им за это дополнительную заработную плату [15].
Ещё одним важным фактом является то, что сотрудники, чья заработная плата была урезана, могут получать выплаты от Министерства труда в течение 5-ти лет. В случае использования системы продления пенсионного возраста, лица старше 60 лет могут получить 8 млн 400 тыс. вон в год в течение 5-ти лет, а лица от 56 до 60 лет – 7 млн 200 тыс. вон. В случае применения типа повторного найма можно получить 80% (90% для предприятий с численностью рабочих менее 300 чел.) от пиковой заработной платы, а также 6 млн вон в год в течение 5 лет. Для типа сокращения рабочего времени выплаты составляют 30% от пиковой заработной платы и 3 млн вон в год в течение 10 лет [15].
На данный момент сложно оценить всю эффективность данной системы, но стоит отметить, что в условиях постоянного роста продолжительности жизни и ожидаемого снижения экономического роста в Республике Корея, это своевременная мера, позволяющая повысить пенсионный возраст и сгладить последствия его повышения.
В настоящее время общепризнанно, что практически во всех странах главную долгосрочную угрозу бюджетной стабильности представляет старение населения. Развитая экономика со стареющим населением крайне уязвима. Это особенно заметно в Республике Корея, так как частная пенсионная система находится в зачаточном состоянии. Низкая стоимость государственной системы пенсионного обеспечения для развитой экономики со стремительно стареющим населением невозможна. Если Республика Корея решит провести реформу ещё есть время, чтобы изменить курс и перейти от сегодняшней нестабильной системы к менее дорогостоящей и более действенной, основанной в значительной степени на полностью финансируемых пенсионных накоплениях [7].
Заключение
Подводя итоги, мы видим, что, начиная с 1950-х гг., быстрое развитие Республики Корея повлекло за собой демографические изменения. Послевоенный «бэби-бум» сменился уменьшением естественного прироста. Новые технологии и развитая система здравоохранения значительно снизили смертность и увеличили продолжительность жизни населения Республики Корея. Вследствие этого, согласно прогнозам, к 2050 г. Республика Корея станет одной из стран с самой большой долей населения старше 80 лет, что вызовет значительное количество экономических последствий, среди которых можно назвать такие, как нагрузка на трудоспособное население, замедление экономического роста, а также необходимость реформирования пенсионной системы и изменения социальной политики государства.
Одним из таких экономических последствий является постепенное старение рабочей силы по мере увеличения доли пожилых работников в составе экономически активного населения всего мира. Особенно серьезной задачей для страны в данное время является поддержание уровня благосостояния, в то время как рабочая сила становится старше, а ее численность в конечном счете сокращается. Эта задача связана с рассмотрением целого ряда вопросов экономической политики, которые касаются не только способов повышения производительности труда, но и возможных мер, препятствующих уменьшению численности трудящегося населения и значительному увеличению возраста выхода на пенсию. Пожилые работники в Республике Корея в настоящее время сталкиваются со многими проблемами в связи с неразвитой пенсионной системой, требующей реформирования.
В настоящее время в Республике Корея принимаются меры по борьбе с последствиями старения населения, и такие меры как привлечение иностранных студентов для интернационализации и глобализации страны, а также репатриация большого числа зарубежных корейцев в результате вызывают постоянный рост числа иностранных граждан в Республике Корея и являются уникальным способом борьбы со старением населения, существующим только в Республике Корея.
Для решения проблемы старения населения в Республике Корея, прежде всего, нужна серьезная пенсионная реформа. Небольшие же реформы не помогут стране избежать масштабного кризиса. Повышение пенсионного возраста – только первый шаг к решению проблемы доминирования числа пенсионеров – группы, интересы которой связаны с потреблением, а не с развитием, что может оказаться опасным для экономического роста страны.
1. Обзор мирового экономического и социального положения, 2007 г., Развитие в условиях старения населения мира [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/wess2007.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
2. Штефан Е., Гуенков В. Средняя ожидаемая при рождении продолжительность жизни в Республике Корея выросла за последние два десятилетия на 8 с лишним лет [Электронный ресурс] // Сеульский вестник. 2005. – Режим доступа: http://vestnik.kr/health/767.html (дата обращения: 06.04.2014).
3. Ageing and Employment Policies in Korea – the challenge of an ageing population [Electronic resource]. – URL: http://www.oecd.org/employment/emp/33906935.pdf
4. Kwon, Tai-Hwan. Population Change and Development in Korea [Electronic resource]. – URL: http://asiasociety.org/countries/population-change-and-development-korea
5. OECD Pensions Outlook 2014 [Electronic resource]. – URL : http://www.oecd.org/pensions/oecd-pensions-outlook-23137649.htm
6. Statistics on the Aged, 2014 [Electronic resource]. - URL : http://kostat.go.kr/portal/english/news/1/1/index.board?bmode=read&aSeq=331389
7. The Korean Pension System: Current State and Tasks Ahead [Electronic resource]. – URL : http://www.oecd.org/finance/private-pensions/2763652.pdf
8. World health statistics 2014 – Geneva: World Health Organization, 2014. – 177 p.
9. World population prospects: The 2015 revision, Key Findings and Advance tables – New York : Department of Economic and Social Affairs, 2016. – 50 p.
10. 방하남, 신동균, 김동헌, 신현구. 인구고령화와 시장 [Electronic resource]. – URL : http://www.kdi.re.kr/upload/7323/2.pdf Пан Ханам, Син Донгюн, Ким Донхон, Син Хёнгу. Старение населения и рынок труда.
11. 기초연금 사업안내 [Electronic resource]. – URL : http://basicpension.mohw.go.kr/Nbbs_front/index.jsp?mode=view&tb=NTCTBL&code=N0005&page=1&num=181&ref=6&key=&keyfield=&qst_type2= Базовые ставки пенсий по старости
12. 김현진. 고령화의 사회․정치적 영향 - 한국과 일본의 경우 [Electronic resource]. – URL : http://www.ksrc.or.kr/~socialissues/content/vol_7/ss7_khj.pdf Ким Хёнджин. Влияние старения населения на общество и политику на примере Японии и Республики Корея.
13. 김태정. 인구 고령화의 파급영향 및 대응방향 [Electronic resource]. – URL : http://www.kea.ne.kr/upload/catalogue_file/7812e4f6766bd4af8da862f30e5b4c9e.pdf Ким Тхэчжонъ. Старение населения и его влияние на экономику и политику государства
14. 내일을 위한 고용노동부 [Electronic resource]. – URL : http://www.moel.go.kr/policyinfo/aged/view.jsp?cate=1&sec=4 Министерство труда и найма Республики Корея
15. 임금피크제란 무엇일까? 정년연장 연령과 적용사례 [Electronic resource]. – URL : http://merrow.tistory.com/515 Что такое «Система пика заработной платы»? Повышение пенсионного возраста и примеры её применения.