В статье проводится анализ ценностных ориентаций и поведенческих установок представителей среднего класса и остальных слоев российского населения, а также результаты авторских исследований методом фокусированного интервью ценностей представителей среднего класса Орловской области. Делается вывод о том, что представителей и российского, и регионального среднего класса отличают активная жизненная позиция, стремление сохранить свое положение в структуре общества, отсутствие иждивенческих и патерналистских установок, целеустремленность.
средний класс, ядро среднего класса, периферия среднего класса, ценностные ориентации, поведенческие установки, досуговые предпочтения, самоидентификация
1. Алексеёнок А.А. Специфика идентификации структуры среднего класса в современном российском обществе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-1. – С. 180–185.
2. Алексеёнок А.А., Каира Ю.В. Стратификационные концепции изучения среднего класса в структуре современного российского общества // Известия Тульского государственного универси-тета. Гуманитарные науки. – 2012. – № 3. – С. 224–230.
3. Голенкова З.Т. Избранные труды. – М.: Новый хронограф, 2014. – 343 с.
4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Аникин В.А. Российский средний класс в условиях стабильности и кризисов / Информационно-аналитическое резюме по результатам многолетнего мониторинга. – М.: Институт социологии РАН, 2016. – 34 с.
5. Каира Ю.В. Современные социологические подходы и модели изучения трансформации социально-стратификационных процессов // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2012. – № 4 (4). – С. 48–52.
6. Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. – М.: Издательство «Весь Мир», 2016. – 368 с.
7. Тихонова Н.Е. Особенности статусной идентичности и потребление среднего класса // Социологические исследования. – 2015. – №1. – С. 44–54.