ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен обзор новаторских идей монографии П.В. Савченко «Очерки о социально-экономической Системе: человек как вектор развития», где обоснована необходимость переосмысления понятия «социально-экономическая система» и векторов ее развития. На основе этого переосмысления предложена модель социально – экономической системы, имеющая демократический или иерархический характер. В каждой стране существует своя модель социально-экономической Системы, включающая общие и идентичные черты. Модель социально-экономической Системы определяет особенности формирования и функционирования всех ее институтов, осуществления всех экономических процессов. Поэтому анализ любого экономического явления или процесса целесообразно осуществлять через призму социально-экономической Системы.

Ключевые слова:
социально – экономическая система, экономическое развитие, факторы социально – экономического развития, экономические институты, институтоционализм.
Текст

В современных условиях, когда усиливается взаимодействие экономических и неэкономических факторов социально-экономического развития, идут процессы глобализации в экономической и других сферах жизни общества, происходит конвергенции знаний естественных и гуманитарных наук, возрастает роль системного, междисциплинарного подхода к исследованию и изложению учебного материала.

В настоящее время актуальна формулировка, новое переосмысление понятия «социально-экономическая Система» и векторов ее развития, важно осознание горизонтальных, формальных и неформальных, экономических, административных, корпоративных, социальных, культурных и т.п. институтов, регулирующих связи между людьми, социальными группами и организациями на макро-, мезо- и микроуровнях. По вертикали функционируют институты государства, корпораций, некоммерческих организаций и домашних хозяйств, по горизонтали - отношения между хозяйствующими субъектами, межличностные отношения (между деловыми партнерами, друзьями и т.п.). В Системе взаимодействуют экономическая, социальная, политическая, нравственно-духовная и семейно-бытовая подсистемы.

Типы Систем различаются в зависимости от преобладания вертикальных отношений (иерархические Системы) или горизонтальных отношений (демократические Системы). В каждой стране существует своя модель социально-экономической Системы, включающая общие и идентичные черты. Модель социально-экономической Системы определяет особенности формирования и функционирования всех ее институтов, осуществления всех экономических процессов. Поэтому анализ любого экономического явления или процесса целесообразно осуществлять через призму социально-экономической Системы. Этот новый подход предложен в монографии «Очерки о социально-экономической Системе: человек как вектор развития» [10].

Феномен социально-экономической Системы имеет особое значение для исследования национальной экономики России, поиска путей выхода из кризиса и разработки программы устойчивого развития нашей страны. Исследование социально-экономической Системы и человека как вектора ее развития позволяет раскрывать взаимосвязи и взаимодействия экономических, социальных, политических, духовных, экологических и др. факторов в социально-экономическом пространстве. Исследование экономических явлений и процессов через призму социально-экономической Системы позволяет осуществлять междисциплинарный подход, конвергенцию знаний естественных и гуманитарных наук. Реформирование в каждой подсистеме необходимо осуществлять с учетом взаимодействия всех подсистем, чтобы не нарушать гармонии между ними и не разрушать социально-экономическую Систему. Все это стало актуальным в связи с возрастанием роли человеческого капитала при переходе к инновационной экономике, необходимостью объединения всех субъектов национальной экономики в целях обеспечения устойчивого развития.

Ядром, исходной клеточкой такой Системы нам видится человек как субъект экономики и общества. Вектор развития Системы определяется возрастанием свободы и ответственности человека. Система развивается эволюционно, если обеспечивает человеку возможности самореализации и гармонию вертикальных и горизонтальных отношений во всех подсистемах. Если этого не происходит, возникают социальные конфликты, приводящие к разрушению Системы. Сама система понимается как совокупность формальных и неформальных, экономических, административных, корпоративных, социальных, культурных и т.п. институтов, регулирующих связи между людьми, социальными группами и организациями на макро-, мезо- и микроуровнях [10, с. 6].

Что касается российской социально-экономической Системы, то ее особенности заключаются в следующем: она формировалась «сверху вниз», с преобладанием вертикальных отношений. В ней получили развитие две тенденции - авторитарная и демократическая, за которыми стояли соответствующие социальные институты и группы. В развитии российской Системы можно выделить этапы: капиталистический, советский и постсоветский. При этом иерархическая сущность Системы не менялась, а изменялись ее формы [10, с. 19 - 20]. После отмены крепостного права в 1861 г. в России сформировалась иерархическая социально-экономическая Система с преобладанием авторитарной тенденции. Шанс изменить форму Системы был в 1917 г. после свержения самодержавия, но Россия поздно была объявлена республикой, а Учредительное собрание разогнано. В результате авторитарная тенденция Системы возродилась в иной форме: вместо самодержавия - диктатура пролетариата [10, с. 22]. Попытки оживить демократическую тенденцию были в годы НЭПа, экономической реформы А.Н. Косыгина в начале 1970-х годов и перестройки, но они не преодолели огосударствление экономики и бюрократизм. Поиск новых форм хозяйствования рассмотрен в гл. 2. В период рыночных реформ изменился вектор развития экономической подсистемы - появились институты частной собственности и конкуренции [10, с. 91, 98], в социальной подсистеме начался процесс изменения социальных функций государства - переход к социальному партнерству, новой модели социальной политики, адекватной рыночной экономике. России нужна модель развития, ядром которой является свободный человек, а гармоничное взаимодействие экономической, социальной и политической подсистем позволяет достичь синергического эффекта [10, с. 214]. Индикаторами свободы человека являются показатели, характеризующие возможность выбора рода занятий, услуг здравоохранения, образования, культуры, развитие гражданского общества, доверие к государству и обществу [10,с. 254-255].

Монография состоит из 6-ти глав. В главе 1 «Феномен Системы» раскрывается сущность социально-экономической Системы, ее структура, типы Систем, роль общего и идентичного в формировании моделей Систем, условия эволюционного и революционного развития, внутренние и внешние факторы, определяющие особенности российской социально-экономической Системы и ее место в мире, возможности использования зарубежного опыта трансформации Системы.

В главе 2 «Исторический опыт: поиски новых форм хозяйствования в советской модели Системы» проанализированы процессы становления рыночных отношений в 1980-1991 гг., предшествующих реформам 1990-х годов. Мелкие, необобществленные формы хозяйствования не вписывались в плановую экономику, но и в современной России, в рыночной экономике роль малого бизнеса незначительна.

В главе 3 «Экономическая подсистема» анализируются институты частной собственности, конкуренции и государственного регулирования деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. В настоящее время корпорации составляют основу экономической подсистемы, но без малого бизнеса и индивидуального предпринимательства невозможна адаптация человека к рынку; некоммерческие организации - объединения предпринимателей формируют институциональные и организационные основы цивилизованного рынка.

Глава 4 «Социальная подсистема: от патернализма к социальному государству» посвящена социальным функциям государства, коммерческих и некоммерческих организаций и индивидов. Выявлена связь социальной стратегии, социальных приоритетов, модели социальной политики и форм социальной защиты с социально-экономической Системой. Социальная подсистема развивается в направлении многосубъектности, сочетания общих черт (свобод выбора, рыночная экономика, демократия) и национальной специфики (уровня экономического развития, многонационального и многоконфессионального состава населения, социальной структуры общества и т.п.).

В главе 5 «Монополия рабочего места и системная коррупция» рассматриваются «болевые точки» российской Системы, связанные с исключительным (монопольным) положением отдельного лица или группы лиц в организации, фирме, органах государственной власти и т.п. Монополия рабочего места при склонности индивида к коррупции приносит государственно-административную, корпоративно-управленческую и социальную ренту, что порождает цену рабочих мест и системную коррупцию.

В главе 6 «Человек в Системе» раскрывается человекоцентристский вектор развития социально-экономической Системы: интересы и мотивации человека, инвестиции в человеческий капитал, возрастание роли возможностей самореализации человека во всех подсистемах как фактор конкурентоспособности национальной экономики.

Материалы монографии могут применяться в учебном процессе, в системном рассмотрении национальной экономики и исследовании отдельных экономических явлений и процессов во взаимосвязи с другими экономическими и неэкономическими явлениями и процессами. Системный подход необходим также для разработки государственных программ и стратегий социально-экономического развития.

 

Дальнейшая разработка феномена социально-экономической Системы может состоять в рассмотрении роли политической, нравственно-духовной и семейно-бытовой подсистем в формировании потребностей и интересов человека, а также в развитии междисциплинарных исследований, конвергенции знаний экономической теории, других экономических и неэкономических дисциплин. Возможно также рассмотрение процессов трансформации российской социально-экономической Системе под влиянием внешней среды, взаимодействий на глобальном уровне - между подсистемами различных стран, и это более противоречивые процессы, чем внутри национальных Систем (существуют противоречия между интересами разных стран и их групп, между глобальным потреблением и окружающей средой и т.п.). Экономические отношения в условиях глобализации включают не только отношения внутри социально-экономических Систем и между ними, но и на мирохозяйственном уровне. На этом уровне возникают свои вертикальные и горизонтальные взаимосвязи. Интеграция национальных экономик не произошла, но есть международные институты, объединяющие национальные экономики. Конвергентная модель общественного развития предполагает не только взаимодействие государственного и рыночного регулирования, но и развитие того, что сближает культуры разных стран.

Список литературы

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке [Текст] / В.С. Автономов. – СПб.: Экономическая школа, 1998.

2. Афанасенко И.Д. Русская цивилизация. История развития [Текст] /И.Д. Афанасенко. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2006.

3. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. Размышления о мире ХХI в. [Текст] / д. белл. В. Иноземцев. – М.: Центр исследований постиндустр. общества, 2007.

4. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Экономическая социодинамика [Текст] / Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн. – М.: ИСЭПРЕСС, 2000.

5. Жуков В.И. Россия в глобализирующейся системе социальных координат: социологический анализ и прогноз [Текст] /В.И. Жуков // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 9. 4

6. Институциональная экономика: новая институциональная теория [Текст] / под ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, – 2007.

7. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков [Текст] / под ред. Г.Г. Фетисова, А.Г. Худокормова. Т. 1. – М.: Мысль, 2004.

8. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства [Текст] / А. Мюллер-Армак // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под ред. Р.М. Нуреева. М.: ТЕИС, 2007. – С. 55, 58.

9. Пороховский А. Эволюция рыночной экономики в зеркале политической экономии [Текст] /А. Пороховский // Российской экономический журнал. 2008. – № 1–2. – С. 70.

10. Савченко П.В. Очерки о социально-экономической Системе: человек как вектор развития [Электронный ресурс] / П.В. Савченко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=558734

11. Сухотин Ю.В. Социально-экономические системы и модели развития цивилизации [Текст] /Ю.В. Савченко. – М.: ЦЭМИ РАН, 2001.

12. Токсанбаева М.С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала [Текст] /М.С. Токсанбаева. – М.: Наука, – 2006. – С. 42–43.

13. Эрхард Л. Мышление порядка в рыночной экономике [Текст] /Л. Эрхард // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под ред. Р.М. Нуреева. М.: ТЕИС, – 2007. – С. 42, 47.

14. Margolis H. Selfishness, Altruism and Rationality: A Theory of Social Choice [Text] / H. Margolis Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

Войти или Создать
* Забыли пароль?