В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией анализа деятельности торгового предприятия, которая включает в себя несколько этапов. Последовательная их реализация позволит дать системную оценку состояния и проблем хозяйственной деятельности торгового предприятия.
этапы анализа, финансово-хозяйственная деятельность, предприятие торговли, анализ издержек обращения, факторы, прибыль
Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. Основная цель анализа деятельности торговых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
Обобщающие показатели состояния и развития торговли включены в число важнейших индикаторов социально-экономического прогнозирования.
Приказом Росстата от 18 апреля 2011 г. № 190 утверждены Методологические положения по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли. Статистическое наблюдение за внутренней торговлей в России построено с учетом международных стандартов в области методологии и организации статистического наблюдения [6].
При анализе деятельности торгового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в сфере торговли составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.
Анализ связан с повседневной оценкой финансово -хозяйственной деятельности предприятия, его коллектива и менеджеров.
Основным требованием, предъявляемым к информационной базе анализа деятельности торгового предприятия, является ее рациональность, под которой понимается качество информации, ее адекватность запросам пользователей[1, 2].
Анализ деятельности торгового предприятия включает в себя несколько этапов, последовательная реализация которых позволит дать системную оценку состояния и проблем хозяйственной деятельности [4].
Показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием розничной торговли является оборот розничной торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)[6].
Анализ продаж является первым этапом анализа деятельности торгового предприятия.
В зависимости от решаемого вопроса осуществляется сбор информации, и предоставляются полезные для анализа показатели.
Примеры решения некоторых вопросов представлены в приведенной ниже таблице 1.
Таблица 1. Основные вопросы, рассматриваемые для принятия управленческих решений.
Вопрос, в аспекте которого принимается управленческое решение |
Анализируемыепоказатели |
Формула расчета |
Направления анализа |
Ассортимент: какой товар наиболее прибылен и почему? |
Оборот по каждому наименованию (номенклатуре) товара |
Вi=∑Вi, где i - номенклатурный номер, вид товара, i=1,2…n, i принадлежит N. N - совокупность товаров определенного вида |
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги) |
Прибылеемкость по каждому виду товара |
Пеi=Тнi/Вi, где Тнi - торговая надбавка по товару i-того вида |
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с товарами других видов |
|
Оборачиваемость товара каждого вида |
Обi=Вi/Зi, где З-средняя стоимость товарного запаса i-того вида, определяемая как средняя хронологическая моментного ряда |
||
Клиенты: какие покупатели являются наиболее ценными с точки зрения договорных отношений?
|
Объем продаж каждому клиенту |
Вk=∑Вk, где k - учетный номер клиента, k=1,2…k, k принадлежит K. K- совокупность клиентов (покупателей)
|
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги) |
Окупаемость продаж по клиентам |
Озk=Вk/Псk, где Пс- полная себестоимость товара, без учета коммерческих расходов |
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с другими покупателями. |
|
Оборачиваемость дебиторской задолженности по каждому клиенту |
Обk=Вk/Дзk, где Дзk-средняя дебиторская задолженность k-того покупателя, определяемая по средней хронологической моментного ряда |
||
Центры доходов: какие точки продаж (отделы, подразделения, филиалы) являются наиболее эффективными? |
Объем товарооборота в точке продаж |
Вj=∑Вj, где j-учетный номер центра доходов, j=1,2…m, j принадлежит М. М- совокупность центров доходов (точек продаж), в соответствии с учетными номерами |
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. В структуре продаж - положительно расценивается увеличение доли продаж товара в динамике (структурные сдвиги). |
Окупаемость затрат по подразделению (центру доходов) |
Озj=Вj/Псj |
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ с другими точками продаж. |
|
Оборачиваемость товарных запасов по центру доходов |
Обj=Bj/Зj |
||
Оперативное ценообразование: эффективная скидка к цене |
Эластичность спроса по цене |
Э=ТпрQi/ТпрDi, где ТпрQi,% -среднемесячный темп прироста продаж товара i-того вида, %; ТпрDi - среднемесячный темп прироста цены продажи товара i-того вида |
Анализируется в среднем за период: Э≥1 - спрос на товар эластичен по цене. -1≤Э≤0 - спрос на товар не эластичен по цене. Э>0 - спрос на товар может подчиняться «парадоксу Гиффена».
|
Средний процент торговой надбавки по товару каждого вида (номенклату-ры) по формуле прибылеемкости |
Тнi.%=100х(Bi-Псi)/Bi= = Пеi х100, где Тнi,%-торговая надбавка по товару i-того вида в процентах к средней цене продажи |
В динамике - ежемесячно, при снижении оборачиваемости - подекадно. Сравнительный анализ товаров разных видов с целью модификации ассортимента. |
|
Запас финансовой прочности (с применением методики маржинального анализа) по товару каждого вида |
Зфпi.%=(1-(КрхВi/B)/(Тнi-Тзрi))х100, где Тзрi-транспортно-заготовительные и/или иные прямые расходы на товар определенного вида; Кр - нераспределяе-мые (косвенные) коммерческие расходы исследуемого периода; Вi/B доля выручки от продажи i-того вида товара в общей величине выручки периода |
Запас прочности по товару каждого вида определяет предельный размер снижения торговой наценки, при котором продажа товара данного вида не принесет убытка до тех пор, пока Тн, %≥[ Зфпi.%], и продажа товара не будет убыточной.
|
В результате анализа продаж делаются следующие выводы:
- на основе расчета пороговых уровней рентабельности принимается решение о степени предпринимательского риска предприятия в целом и по группам товаров;
- принимается решение относительно целесообразности продаж товарной группы или нескольких групп, производится примерный перерасчет программы продаж и анализируются полученные результаты. На их основе осуществляется выбор ассортиментной политики предприятия;
- принимаются ценовые решения по видам продукции и товарным группам;
- принимается решение относительно выбора новых рынков сбыта продукции.
Большую роль здесь будут играть решения о необходимом уровне цен, объемах продаж при заданном уровне рентабельности, а также критерии максимизации прибыли в долгосрочном плане[5].
Вторым этапом анализа деятельности торгового предприятия является анализ издержек обращения.
Требования, предъявляемые к анализу издержек обращения, обусловливают ряд основных задач:
- выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в целом и по статьям;
- исследование степени влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по статьям;
- поиск резервов экономии (снижения) издержек обращения при сохранении высокого уровня качества товаров или его улучшении, выявление непроизводительных расходов, потерь от брака товара, разработка мероприятий по их устранению или минимизации.
В ходе анализа необходимо выявить влияние факторов на издержки обращения [7]. Для расчета их влияния предлагаем использовать следующую модель:
Ие = Ио/То=(РРС+РОС+РОФ+ИОпроч)/ТО, где
Ие - издержкоемкость единицы продукции;
Ио - издержки обращения;
То - товарооборот;
РРС - издержки, связанные с использованием трудовых ресурсов;
РОС - издержки, связанные с формированием и использованием оборотных средств;
РОФ - издержки, связанные с содержанием и использованием основных средств;
ИОпроч - прочие издержки.
Поскольку выше указанная модель комбинированная, то расчет влияния факторов осуществляется методом цепной подстановки.
Динамическое изменение объема торговых затрат в условиях галопирующей инфляции, присущей современной российской экономике, приводит к искажению аналитических расчетов, поэтому при проведении анализа издержек обращения необходимо обратить внимание на необходимость корректировки величины издержек обращения на индекс цен либо индекс инфляции (индекс-дефлятор). Путем деления отчетной суммы торговых затрат на индекс цен достигается сопоставимость цен. Аналогичным образом рассчитывается сумма товарооборота в сопоставимых ценах.
Затем определяется влияние товарооборота на уровень издержек обращения путем расчетов как абсолютного, так и относительного отклонения. В процессе такого анализа выявляются величины относительной экономии и перерасхода, влияние объема товарооборота на сумму торговых затрат экономического субъекта.
В результате анализа издержек обращения определяются основные направления совершенствования управления торговыми затратами:
- определяются пути оптимизации торгово-технологических процессов;
- модернизируется и реконструируется материально-техническая база торговой организации;
- увеличивается объем товарооборота, оптимизируются товарные запасы;
- выбирается наиболее эффективная для предприятия управленческая стратегия и тактика в области управленческого учета, анализа и аудита.
Третьим этапом анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий является анализ денежных потоков.
Для многих предприятий важным является сохранение своей платежеспособности и ликвидности, так как это может оказать существенное влияние на их финансовое состояние. В финансовом состоянии организации отражается общий итог его производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. От финансового состояния зависит конкурентоспособность организации, возможности его дальнейшего развития [8].
В сложившейся ситуации «кризиса ликвидности» во избежание несостоятельности (банкротства) предприятий необходимо уделить особое внимание оптимизации денежных потоков.
Порядок и форма расчетов, в основном, не оказывают существенного влияния на стратегию развития торгового предприятия по сравнению с условиями срока расчетов, а именно оплаты.
Рекомендуемая характеристика информации о денежных потоках и их детализация показана в таблице 2.
Таблица 2
Данные для анализа денежных потоков торгового предприятия
Детализация в разрезе денежных потоков |
Характеристика информации |
Входящие денежные потоки |
Данные о притоке денежных средств от покупателей в разрезе конкретного вида товаров |
Исходящие денежные потоки |
Сведения об оттоке денежных средств, связанном с расходами по закупке определенных видов товаров |
Надежную информацию для анализа денежных потоков предприятия можно получить лишь при правильной организации бухгалтерского учета денежных средств и процесса формирования отчетности об их наличии и движении.
По результатам проведенного анализа деятельности предприятия торговли можно будет произвести корректировку стратегии предприятия, направленную на успешное развитие деятельности в будущем.
1. Аверина О.И. Мониторинг как метод экспресс-анализа финансового состояния организаций [Текст] /О.И. Аверина//Экономический анализ: теория и практика. — 2013. —№48. — С. 24—30.
2. Борисова О.В. Информационная база и методика финансового анализа деятельности корпораций [Текст] /О.В. Борисова// РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2013. — № 3.— С. 289—294.
3. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст]: учебник / О.В. Ефимова— 4—еизд., испр. и доп. —М.: Омега-Л, 2013. — 351 c.
4. Казакова Н.А. Финансовый анализ[Текст]:учебник и практикум /Н.А. Казакова —М.: Юрайт, 2015.—С. 15—17.
5. Киреева Н.В. Система показателей безубыточности в рамках АВС –метода управления затратами [Текст] /Н.В. Киреева//Экономический анализ: теория и практика. —2013.— №34.— С. 25—34.
6. Ливинцова М.Г. Влияние экономических санкций на структуру внешнеэкономических связей [Текст] / М.Г. Ливинцова, М.Д. Мишина, Н.Д. Мишин // Экономические исследования.—2015.— №4 (15).— С. 1—2.
7. Малых Н.И. Статистика. Социально-экономическая статистика[Текст]: Учебник и практикум[Текст] /Н.И. Малых — М.: Юрайт, 2016. — Т.2.— 275 с.
8. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ[Текст]: учебное пособие/ Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян — 9-еизд.—М.:Кнорус,2014.— С.11—12.
9. Проданова Н.А. Оценка финансового состояния и результатов деятельности коммерческой организации на примере ООО «Гиперглобус» [Текст] / Н.А. Проданова, Н.И. Малых // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 10—1 (63—1) – C. 529—539.
10. Руденко Г.Г. Повышение эффективности трудовой деятельности персонала на основе его оценки (методический аспект) [Текст] / Г.Г. Руденко, В.В. Павлова // Нормирование и оплата труда в промышленности.— 2013. —№ 2.— С.42—50.
11. Семенова А.Н. Информационные возможности данных бухгалтерской отчетности для финансового анализа[Текст] /А.Н. Семенова//Инновационное развитие российской экономики.: сб. тр. науч.-практич. конф.— М.:МЭСИ,2014. — С. 152—154.