В статье рассматривается определение и производится операционализация понятия «социальный риск». Дефиниция «социальный риск» указывает на неблагоприятное для людей событие, которое имеет как природное, так и социальное происхождение. Возникновение природы опасности происходит во всех сферах жизни общества в контексте конкретной культуры. Социальная практика предвидения и прогноза рисков требует обращения к исследованию теории ситуации, в которой формируются новые социокультурные практики населения Российской Федерации. Реформирование российской высшей школы во многом обусловлено состоянием риска российского общества, жизненными ориентирами населения, состоянием социального напряжения, в котором постоянно пребывает определенная часть населения. Социальный риск обуславливает необходимость изменений и первую очередь модели образования. В статье представлен анализ реформационных процессов высшего образования в постсоветский период. Эмпирический массив исследования раскрывает социальные факторы риска реформирования высшей школы и представляет прогнозный анализ ситуации в условиях транзита высшей школы к уровневой системе образования с учетом национальных особенностей, традиций и ценностей населения страны.
социальный риск, транзитивный период, профессиональная стратификация, социальные факторы реформирования, уровневая система образования
1. Горшков М.К. и др. Российское общество и вызовы времени. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2015.
2. Гостенина В. И. Социальные тренды управления в условиях современной российской реальности // Коллективная монография под ред. В.И. Гостениной, Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды. – Брянск: РИО БГУ, 2015.
3. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы // Среднерусский вестник общественных наук. – 2010. – № 4. – С. 43 – 49.
4. Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М, 1996.
6. Ключникова Т.Н., Исаева Е.Ю. Историческая память о Великой Отечественной войне как процесс формирования гражданской идентичности молодежи // Образование и общество. – 2014. – № 4 (87). – С. 65 – 70.
7. Кравченко С.А. Динамичная природа социального риска: необходимость нелинейного мышления и адекватного теоретического инструментария // Социальная политика и социология. – 2008. – № 3 (39). – С. 44–60.
8. Лупенкова Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций субъектов российского электорального процесса: социологический анализ // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2013. – №2. – С. 89 – 96.
9. Мельников С.Л. Социальные риски современного общества: диссонансы информации в молодежной среде // Коллективная монография. Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды. – Брянск: РИО Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2015. – С. 63 – 77.
10. Самсонкина Е.А., Муха В.Н. Социальные риски в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история – 2014. – № 41. – C. 42.
11. Тарасов В.В. Социально-философский взгляд на социальные риски в условиях информационного общества // Вестник МГТУ Станкин. – 2013. – № 3 (26). – С. 122–125.
12. Alexader J. C. The «Individualist Dilemma» in Phenomenology and Interactionism // S.M. Eisenstadt and H.J. Hell (eds). Macro – Sociological Theory. Vol.1., 1985. - P.25 – 51.
13. Gorz A. Critique of Economic Reason. – L ,N-Y, 1989. – P.250.
14. Shils T., Parsons T. Working Papoersin the Theory of Action/ - N.Y.:Free Press, 1953. –P. 9– 20.