В статье рассматриваются особенности деятельности такой компании военно-промышленного сектора США, как Raytheon, а также тенденции и перспективы развития бизнеса в современных условиях, которые характеризуются сохранением кризисных тенденций в военном бюджете Соединенных Штатов Америки. Обращается внимание, что, несмотря на важность федерального правительства США с точки зрения получения заказов и соответствующие проблемы, компания сумела продемонстрировать положительную динамику финансовых показателей.
ВПК США, военные расходы США, управленческие решения, стратегия развития компании, стратегическое планирование.
Продолжающаяся тенденция к снижению военных расходов со стороны США (прежде всего, по направлениям закупок вооружений и военной техники (ВВТ), а также НИОКР) должна негативно сказываться на финансовых показателях компаний ВПК США, однако, как показывает анализ финансовых показателей ряда компаний, в ряде случаев этого не происходит, что актуализирует необходимость изучения связи между указанными индикаторами.
С одной стороны, безусловно, это следует отнести к позитивным тенденциям. Однако, с другой стороны, проблема недостаточных вложений в НИОКР ВПК остается, поскольку в более долгосрочной перспективе снижение расходов на военные НИОКР приведет к снижению объемов закупаемой ВВТ и, как следствие, окажет негативное влияние на финансовые показатели компаний ВПК — прежде всего, на те компании, которые по тем или иным причинам не могут диверсифицировать свой бизнес и наладить выпуск продукции гражданского (или двойного) назначения. Это создает предпосылки для дальнейшей консолидации сектора – в основном за счет сделок по слияниям и поглощениям.
К компаниям указанного типа относится крупный оборонный подрядчик США Raytheon, финансовые показатели которого, на первый взгляд, демонстрируют положительную динамику. Так, по итогам 2015 г. выручка по сравнению с 2014 г. выросла на 1,8% (421 млн долл.), до 23,247 млрд долл., несмотря на снижение объемов контрактов со стороны федерального правительства США, что объясняется ростом международных продаж (например, по программе Patriot). Компания настолько уверена в своих перспективах, что 23 марта 2016 г. было объявлено об очередном (12-м подряд) увеличении выплат по годовым дивидендам.
Специфика данной компании заключается в полной ориентации на производство и продажу военной продукции и услуг (в отличие от, например, Boeing). В настоящее время она действует в пяти бизнессегментах: интегрированные оборонные системы, «Разведка, информация и услуги», «Ракетные системы», «Авиакосмические системы», Forcepoint (информационная безопасность; подразделение образовано в мае 2015 г.). Компания ориентируется на государственных заказчиков — министерство обороны (МО) США, министерство национальной безопасности, НАСА и др., при этом основным заказчиком остается МО США [1, с. 1, 29].
1. Form 10-K. Raytheon Company, 2016.
2. Jones S. Nato’s European states to lift defence spending // Financial Times. 31.05.2016. p. 6.
3. Lynn W. The End of the Military-Industrial Complex: How the Pentagon Is Adapting to Globalization // Foreign Affairs. 2014. Vol. 93, Issue 6. pp. 104–109.
4. Peel M. US ends 50-year Vietnam arms embargo // Financial Times. 24.05.2016. p. 7.