Пермь, Пермский край, Россия
В статье представлены результаты исследования ключевых факторов успеха проектов по созданию сложной системы продуктов (CoPS-проекты) на основе анкетирования менеджеров проектов крупных зарубежных предприятий. В выборку вошли такие компании, как Micron Optics (США), HB MFiber Sesning (Португалия), Sylex (Словакия), Oz Optics (США) и др. Исследование позволило выявить особенности определения успешности CoPS-проектов разными компаниями, ключевые факторы и критерии определения успешности таких проектов в разрезе всех стадий их жизненного цикла. В итоге в статье предлагается механизм управления CoPS-проектами на основе мониторинга факторов успеха на каждом этапе реализации проекта.
разработка нового продукта, сложная система продуктов, жизненный цикл проекта, факторы успеха проекта.
Введение
Особый тип инновационных проектов, связанных с внедрением сложных систем продуктов (далее — CoPS, Complex Product Systems) имеет очень важное значение для будущего любой современной высокотехнологичной корпорации, а также государственного и мирового развития в целом. Сложные системы продуктов — это дорогостоящие, наукоемкие системы, для функционирования основного продукта которых необходимы дополнительные подсистемы и конструкции, входящие в состав системы. Вопрос успеха проекта при этом является одной из наименее проработанных концепций и вместе с тем одним из наиважнейших аспектов в области управления такими типами проектов. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена отсутствием системного представления о том, что понимать под успешностью инновационного CoPS-проекта, и какие механизмы управления применять для реализации таких проектов. Данный факт подтверждает статистика: довольно часто проекты по разработке нового продукта проваливаются, а достигают успеха в среднем в 60% случаев [15].
Так же как изменения главных параметров в жизненном цикле проекта, его прогресс, результаты, изменения ресурсов и т.д., очень важно на всех этапах его реализации оценивать потенциально достигаемую успешность проекта. Практическая значимость измерения успеха состоит в том, что данная деятельность нацелена не столько на оценку уже реализованного проекта путем анализа его результатов и степени достижения целей, сколько на прогнозирование будущего успеха проекта на различных стадиях выполнения.
1. Артемьев Д.Г. Критерии успеха проектов по разработке нового продукта на разных стадиях их жизненного цикла [Текст] / Д.Г. Артемьев, Е.Н. Гребенщикова // Ars Administrandi (Искусство управления). — 2015. — № 5. — С. 41–57.
2. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). — 2013. — 614 с.
3. Archibald R.D., Archibald S.C. Leading and Managing Innovation: What Every Executive Team Must Know about Project, Program, and Portfolio Management, Second Edition. — 2016.
4. Belassi W., Tukel O.I. A new framework for determining critical success-failure factors in projects // International Journal of Project Management. — 1996. — № 3. — P. 141–151.
5. Bhuiyan N. A framework for successful new product development // Journal of Industrial Engineering and management. — 2011. — № 4. — P. 746–770.
6. Cooper R.G., Kleinschmidt E.J. Benchmarking the firm’s critical success factors in new product development // Journal of Product Innovation Management. — 1995. — № 12. — P. 374–391.
7. Cooper R.G. Formula for success // Marketing Management Magazine. March/April. — 2006. — P. 21–24.
8. Cooper R.G., Kleinschmidt E.J. Winning businesses in product development: the critical success factors // Industrial Research Institute, Inc. — 2007.
9. Cooper R.G. Perspective: The Stage-Gates Idea-to-Launch Process — Update, What’s New, and NexGen Systems // Journal of Product Innovation Management. — 2008. — № 25. — P. 213–232.
10. Cooper R.G. What’s Next? After Stage-Gate: Progressive companies are developing a new generation of idea-tolaunch processes // Research-Technology Management. January–February. — 2014. — P. 20–31.
11. Davies A. The life cycle of a complex product system // International Journal of Innovation Management. — 1997. — № 1. — P. 229–256.
12. DeCarlo D. eXtreme Project Management. Using Leadership, Principles, and Tools to Deliver Value in the Face of Volatility. — 2004.
13. Duggal J.S. How Do You Measure Project Success? Rethinking the Triple Constraint 9 July 2010. — URL: http://www.pmi.org/eNews/Post/2010_07-09/NLU_How-Measure-Project-Success.html
14. Duncan W.R. Defining and Measuring Project Success // Project Management Partners. — 2005. — № 4.
15. Edgett E.J. Latest Research: New Product Success, Failure and Kill Rates. — URL: http://www.stage-gate.com/resources_stage-gate_latestresearch.php
16. Gann D. Technology policy: an international comparison of innovation in major capital projects // 1st International Conference on Technology and Innovation, Macau. — 1997.
17. Gemuenden H.G., Lechler T. Success Factors of Project Management: The Critical Few: An Empirical Investigation // Portland International Conference on Management of Engineering and Technology. — 1997. — P. 375–377.
18. Gemuenden H.G. Success Factors of Global New Product Development Programs, the Definition of Project Success, Knowledge Sharing, and Special Issues // Project Management Journal. — 2015. — № 1. — P. 2–11.
19. Hertenstein J.H., Platt M.B. Performance measures and management control in new product development // Account. Horiz. — 2000. — № 14. — P. 303–323.
20. Hobday M. The project-based organisation: an ideal form for managing complex products and systems? // Research Policy. — 2000. — № 29. — P. 871–893.
21. Pinto J.K., Slevin D.P. Critical factors in successful project implementation // IEEE Transactions on Engineering Management. — 1987. — № 1. — P. 22–27.
22. Souder W. Managing new products innovations. 1987.
23. Suomala P. The life cycle dimension of new product development performance measurement // Int. J. Innov. Manag. — 2004. — № 8. — P. 193–221.
24. Turner R., Zolin R. Forecasting Success on Large Projects: Developing Reliable Scales to Predict Multiple Perspectives by Multiple Stakeholders Over Multiple Time Frames. — 2012. — № 43. — P. 87–99.
25. Tzokasa N. et al. Navigating the new product development process // Industrial Marketing Management. — 2004. — № 33. — P. 619–626.
26. Wideman M.R. The Role of the Project Life Cycle (Life Span) in Project Management. — 2004.
27. Ying T.R., Khim T.Y. Research challenges on complex product systems (CoPS) innovation // Journal of the Chinese Institute of Industrial Engineers. — 2006. — № 6. — P. 519–529.