Статья посвящена психолого-педагогическим проблемам формирования кадрового резерва. Анализируются элементы системы управления персоналом, качества личности руководителя, способствующие эффективному и конструктивному управлению.
кадровый управленческий резерв, управление структурными подразделениями, кадровый менеджмент.
Необходимость формирования кадрового управленческого резерва в организациях, адекватного целям и задачам стратегии развития предприятия и его структурных подразделений в условиях изменчивости макроэкономических факторов в экономике России, обусловлено возрастающей ролью персонала организации как ее стратегического ресурса, который на различных этапах развития выступает ключевым фактором повышения конкурентоспособности предприятий и организаций всех отраслей российской экономики.
Это связано с тем, что с укрупнением многих организаций и управления структурными подразделениями на расстоянии встает вопрос о формировании кадрового резерва, в том числе о подборе руководителя. В современных условиях конкурентоспособность предприятия динамична, так как на нее оказывает влияние очень много факторов: постоянные изменения во внешней среде, которые влекут изменения в законодательной базе, жесткая конкуренция, конъюнктура рынка, стремительно изменяющиеся требования клиентов. Поэтому от руководителя зависит, как предприятие будет развиваться в таких условиях.
Управление — специфическая деятельность, а управленцы — это люди, которые уже имеют какой-то управленческий опыт, и подразумевается, что руководитель действительно обладает навыками руководящей работы в соответствии со спецификой деятельности данной организации.
Управленческая деятельность является разноплановой, а в крупных организациях, имеющих структурные подразделения, не только одного уровня, но и нескольких, эта деятельность является еще и многоуровневой [1]. Повседневная деятельность людей, различных структур, коллективов и организаций, их руководителей состоит из проведения различных мероприятий, работ по должностным обязанностям и предназначению структур, организаций и коллективов. Разнообразные мероприятия и работы требуют от руководителей множество распоряжений, а то и непосредственно контроля над деятельностью подчиненных.
1. Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности [Текст] / В.И. Анненков [и др.]. — М.: КНОРУС, 2010.
2. Кафидов В.В. Особенности применения методов оценки персонала [Текст] / В.В. Кафидов // Управление экономическими системами.- 2014. — № 10.
3. Мальцева Т.В. Психолого-управленческие аспекты в деловом общении: Методическое пособие [Текст] / Т.В. Мальцева [и др.]. — Волгоград: Бланк, 2006.
4. Мальцева Т.В. Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел [Текст] / Т.В. Мальцева, А.В. Сомов // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 105–109.
5. Мальцева Т.В. Психолого-управленческое воздействие руководителя на подчиненных в правоохранительных органах [Текст] / Т.В. Мальцева, А.В. Сомов // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 1. — С. 125–130.
6. Основы управленческой деятельности руководителя. Методологические и практические рекомендации [Текст]; под ред. С.Д. Савченко. — М.: Национальная безопасность и геополитика России, 2004.
7. Сепиашвили Е.Н. Управленческие компетенции как компонент культуры профессиональной деятельности студентов [Текст] / Е.Н. Сепиашвили // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 2. — С. 65–70.
8. Сепиашвили Е.Н. Формирование управленческой компетенции у студентов экономических специальностей ссуза: монография [Текст] / Е.Н. Сепиашвили. — М., 2012.