Статья посвящена социально-психологической проблеме развития российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи в условиях многонациональной образовательной среды. Приводится описание специфики и анализ модели развития российской гражданскокультурной идентичности и организационно-заданных задачах. Выявлена взаимосвязь между уровнем российской гражданско-культурной идентичности и характерными индивидуальными проявлениями студенческой молодежи. Определено, что формирование российской гражданско-культурной идентичности молодежи в условиях многонациональной России является управляемым с помощью учета определенных факторов и создания соответствующих психолого-педагогических условий. Уделяется внимание в исследовании наиболее эффективным психолого-педагогическим условиям, определены пути, методы и средства на различных стадиях формирования российской гражданско-культурной идентичности. Актуализируется необходимость основываться на принципах как требованиях к деятельности субъекта при организации комплексного исследования системы развития личности в условиях современного этнического разнообразия российского общества.
гражданско-культурная идентичность, этнотолерантность, молодежь, многонациональная образовательная среда.
ВВЕДЕНИЕ
Мир человечества уникален в этническом разнообразии. С одной стороны, многонациональность современной России и мира в целом демонстрирует богатство этнического разнообразия, с другой - создает предпосылки для социально-психологической напряженности в отношениях между людьми и целыми группами. Особенно молодежь, отличающаяся сензитивностью своего возрастного периода, включенная в информационное пространство [3] и социальное межэтническое взаимодействие, нуждается в соответствующем научном социально-психологическом сопровождении. Такое сопровождение должно заключаться в развитии, в первую очередь, гражданско-культурной идентичности, этнотолерантности, ценностного осознания этнического разнообразия.
1. Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества [Текст] / Д.С. Батарчук // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 5. — С. 129–134.
2. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] / Д.С. Батарчук, Е.А. Батарчук // Акмеология. — 2012. — № 4. — С. 49–55.
3. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно образовательной среде: теоретико-методологические аспекты [Текст] / А.В. Гагарин // Акмеология. — 2012. — № 3. — С. 31–36.
4. Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития [Текст] / А.А. Деркач // Акмеология. — 2009. — № 3. — С. 10–16.
5. Российская идентичность в Москве и регионах [Текст]: отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН; МАКС Пресс, 2009. — 268 с.
6. Селезнев С.Б. Этнопсихологические аспекты социальной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде [Текст] / С.Б. Селезнев [и др.] // Астраханский медицинский журнал. — 2009. — Т. 4. — № 1. — С. 109–119.
7. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования [Текст] / Л.А. Степнова // Акмеология. — 2003. — № 3. — С. 53–56.
8. Лукина А.К. Особенности жизнедеятельности и ценностных ориентаций старших школьников — детей мигрантов [Текст] / А.К. Лукина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5.
9. Лукина А.К. Vital strategies and the value orientations of the elder pupils of different nationalities (Жизненные стратегии и ценностные ориентации старших школьников) [Текст] / А.К. Лукина // Восточно-Европейский научный журнал East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. — 2015. — № 3.
10. Климин К.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов в современной образовательной среде: к постановке проблемы [Текст] / К.А. Климин // Перспективы науки. — 2012. — № 1. — С. 21–33.