Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются проблемы эффективности существующей системы повышения квалификации педагогов, изменения ее содержания и условий развития механизма ее совершенствования на основе существующего отечественного и зарубежного опыта с учетом требований Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Программы модернизации педагогического образования, Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и других нормативных актов.
модернизация, системы подготовки и повышения квалификации, модернизация педагогического образования.
Переход к технологическому (проектно-технологическому) организационному типу культуры, характеризующемуся нестабильностью и динамизмом экономических, политических, общественных, правовых и других ситуаций в непрерывно меняющемся мире, требует от человека перманентного приспособления к новым условиям и творческих усилий в проектировании собственной продуктивной деятельности с определенными элементами новизны. Все это потребовало реформирования существующих образовательных практик, в том числе реформирования отечественной системы образования, важным компонентом которого стала модернизация педагогического образования России, включающая повышение квалификации педагогов.
1. Абылкасымова А.Е. Стратегические направления модернизации педагогического образования в условиях инновационного развития [Текст] / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов // НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. — № 3. — С. 3–8. — DOI: 10.12737/13351.
2. Абылкасымова А.Е. О некоторых актуальных вопросах педагогического образования в Казахстане [Текст] / А.Е. Абылкасымова, С.Е. Шишов // Педагогика и психология. — Алматы. — 2015. — № 2. — С. 6–10.
3. Артемьева С.И. К содержанию подготовки бакалавра: методологический аспект [Текст] / С.И. Артемьева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и материалы. — 2012. — № 1. — С. 49–51.
4. Артемьева С.И. Инновационные подходы в высшем профессиональном образовании: методологический аспект [Текст] / С.И. Артемьева // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22–23 октября 2009 г. — М.: Финансы и статистика, 2011. — C. 13–24.
5. Артемьева С.И. Методологическая подготовка — ведущее звено в реализации компетентностного подхода и повышении качества образования [Текст] / С.И. Артемьева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и материалы. — 2013. — № 1. — С. 8–13. — URL: http://nauka.infra-m.ru/journal/issue/21
6. Артемьева С.И. Методологическая составляющая подготовки бакалавра [Текст] / С.И. Артемьева // Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика: Материалы Международной научно-практической конференции, МГУТУ, 18–19 ноября 2010 г. — М., Калуга, 2010. – С. 350–354.
7. Артемьева С.И. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах Российской Федерации [Текст] / С.И. Артемьева [и др.]. — Калуга, 2015.
8. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования [Текст] / В.А. Болотов // Психологическая наука и образование. — 2014. Т. 19. — № 3. — С. 32–40.
9. Бычков М.А. Механизмы реализации модели государственно-общественного управления системой подготовки и повышения квалификации педагогических работников [Текст] / М.А. Бычков Бычков, И.В. Положенцева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2015. — Т. 3. — № 3. — С. 61–64.
10. Гаргай В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX — конец XX вв.) [Текст]: автореф. дисс.... д-ра пед. наук / В.Б. Гаргай. — Новосибирск, 2006.
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295). [Электронный ресурс]. — URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295.pdf (дата обращения: 10.10.2015).
12. Закон Республики Казахстан «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747, http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18150
13. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена 28.05.2014 г. № 3241п-П8) [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/48
14. Конституция Финляндии (Неофициальный перевод. Министерство юстиции Финляндии) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/ru19990731.pdf
15. Материалы по проекту модернизации педагогического образования. [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/
16. Орлова О.Н. Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии (на примере федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия) [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук / О.Н. Орлова. — Курск, 2007.
17. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк документов. — URL: http://www.rosmintrud/ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 08.10.2015).
18. Сафронова М.А. Описание проекта модернизации педагогического образования [Текст] / М.А. Сафронова, Н.В. Бысик // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — C. 78–86.
19. Цырлина Т.В. Американский учитель: особенности функционирования [Текст] / Т.В. Цырлина. — М.: Педагогический поиск, 2009.
20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 14.05.2013).
21. Шишов С.Е. Основные тенденции развития педагогического образования в Западной Европе [Текст] / С.Е. Шишов, А.Е. Абылкасымова // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 6. — С. 19–21.
22. Böhmer M. Zentrale und dezentrale Lehrerfortbildung: Entwicklung, Strukturen und Innovationen. — Weinheim und Basel: Beltz, 1983.
23. Chiout H. Lehrerfortbildung in England, Schweden und Dänemark: Versuch eines Vergleichs // Zeitschrift für Pädagogik. — 1982. — Н. 6. — S. 911–934.
24. Feiman-Nemser S., Norman P.J. Teacher education: From initial preparation to continuing professional development // Moon B., Ben-Peretz M., Brown S.A. Routledge International Companion to Education. — London: Routledge, 2000. — P. 732–755.
25. Lehrerberuf in Europa: Profil, Tendenzen, Anliegen. Bericht I., Band 3. Brüssel: Eurydice, 2002.