At oil refining and petrochemical industry enterprises, one of the main environmental problems is as-sociated with the need to neutralize or dispose of waste alkaline solutions and aqueous process con-densates contaminated with sulfur compounds, which make up sulfur-alkaline wastewater. This paper addresses the issue of reducing alkali consumption and reducing sulfur-alkali wastewater by optimiz-ing the stages of hydrogen sulfide stripping and alkalization during the hydrotreating of catalytic cracking gasoline
sulfur-alkali wastewater, alkali, hydrotreating, catalytic cracking gasoline
Вопросы предотвращения загрязнений окружающей среды с каждым годом приобретают все большую актуальность. На предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности одна из основных экологических проблем связана с необходимостью обезвреживания или утилизации загрязненных сернистыми соединениями отработанных щелочных растворов и водных технологических конденсатов, составляющих сернисто-щелочные стоки. Эти отходы обладают крайне неприятным запахом вследствие присутствия сероводорода и меркаптанов, имеют повышенную токсичность, поэтому попадание таких веществ в атмосферу и водоемы должно быть практически исключено. Основные усилия в решении проблемы токсичных сернисто-щелочных стоков должны быть направлены не на поиск путей их обезвреживания, а на разработку мероприятий, позволяющих значительно снизить объемы их образования. В процессах вторичной переработки нефти сернистые соединения, содержащиеся в сырье, подвергаются расщеплению до сероводорода и легких меркаптанов, которые переходят в углеводородные газы и легкие бензиновые фракции, ухудшая их качество. Это обусловливает необходимость очистки указанных продуктов от сернистых соединений, которая производится водным раствором щелочи, приводя к образованию большого объема токсичных сернисто-щелочных стоков (СЩС).
С целью улучшения качества тяжелой фракции бензина каталитического крекинга используется процесс гидроочистки [1]. Применяются схемы, когда сероводород, образующийся в результате реакций гидрогенолиза, удаляется из гидрогенизата тяжелой фракции бензина каталитического крекинга сначала на стадии отдувки углеводородным газом и далее поступает на защелачивание и водную промывку. Оптимизация стадии отдувки позволит снизить расход щелочи и количество сернисто-щелочных стоков. В ходе опытного пробега на промышленной установке определили влияние расхода отдувочного углеводородного газа на расход щелочи (таблица 1).
Таблица 1
Параметры работы установки в период опытного пробега
| Наименование | Соотношение расхода углеводородного газа к расходу гидрогенизата в отдувочной колонне, нм3/м3 | ||||
| Соотношение, нм3/м3 | 50:1 (базовый) | 55:1 | 60:1 | 65:1 | 70:1 | 
| Продолжительность, дни | 8 | 12 | 14 | 14 | 14 | 
| Концентрация свободной щелочи, % масс.: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| в начале цикла | 9,4 | 10,4 | 8,1 | 10,8 | 9,3 | 
| в конце цикла | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,1 | 1,6 | 
| Удельный расход натра едкого, кг/т бензина | 0,53 | 0,43 | 0,30 | 0,37* | 0,25 | 
*увеличение удельного расхода натра едкого связанно с увеличением содержания серы в сырье по сравнению с предыдущим период на 0,03 %.
Оптимизация стадии отдувки сероводорода при гидроочистке бензина каталитического крекинга за счет увеличении соотношения расхода углеводородного газа к расходу гидрогенизата в отдувочной колонне позволит:
– увеличить продолжительность цикла срабатывания щелочи с 8 до 14 дней при снижении ее расхода до 0,25 кг/т;
– снизить потребление едкого натра технического на 21,5 тонн в год и количество сернисто-щелочных стоков на 215 тонн в год;
– получить экономический эффект порядка 1,1 млн. рублей в год за счет снижения затрат на едкий натр технический.
1. Obschaya himiya. Uchebnik / Pod red. Dunaeva S.F.. - M.: Academia, 2017. - 160 c.

 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
                                     
                             
                             
                             
                                                        

