Nizhny Novgorod Institute of Management of the Russian Presidental Academy of National Economy and Public Administration (kafedra filosofii, sociologii i psihologii upravleniya, department of Philosophy, Sociology and Management Psychology)
UDK 34 Право. Юридические науки
Каждое государство представляет собой «бессмертное существо», «искусственную личность», «корпорацию», чье физическое тело восстанавливается через череду человеческих поколений, объединяемых принадлежностью к одному и тому же «народу», выживание и процветание которого он должен обеспечить на протяжении веков. При таком режиме каждый получает место, пригодное для жизни, и должен уважать место других.
Пожалуй, самый главный вопрос, который занимает любого настоящего юриста, правоведа или философа права, начиная с Жана Бодена и Ганса Кельзена и до сегодняшнего момента включительно, — что же отличает государство от просто «сборища бандитов»? Непрестанная попытка ответить на этот вопрос, составляющая суть юриспруденции и самого закона, каждый раз отсылает нас к поиску определенной системы координат, в рамках которой властью люди признают то, что имеет своим референтом нечто, к чему они сами признают свою принадлежность. Очевидно, что мы подчиняемся чьим-то требованиям отнюдь не потому, что этот некто, например, носит полицейскую форму и имеет дубинку или огнестрельное оружие. Простой силы, насилия недостаточно для легитимности. Должно быть что-то еще. Это всегда четко понимали теоретики и практики права. Все попытки «как бы забыть» об этом, проигнорировать, всегда плохо заканчивались. В ста процентах случаев. И вот опять! Власть, которая опирается только на силу, не имеет легитимности, то есть (что одно и то же) у нее отсутствует или недостает разума. Сила есть, ума не надо! Придание власти разумности, а тем самым легитимности, и есть один из главных смыслов права и закона. В этом смысле легальность и легитимность отнюдь не являются противоречащими друг другу понятиями. Отсюда же, кстати, очевидно, что Право предшествует Государству, а потому можно обоснованно говорить о том, что оно переживет его. («Классический» пример того, что Государство может «исчезнуть» и что его существование далеко не сводится к власти как силе — Германия середины ХХ-го века, которая не могла после 1945-го года продолжать существовать, как будто ничего не было, как ни в чем не бывало.)
Это только у марксистов право — орудие в руках эксплуататоров. Может быть это и так, но в значительной степени как раз потому, что такое понимание феномена внесло значительный вклад в развитие самого феномена как «самосбывающееся пророчество»! Именно у левых (пусть и небезосновательно!) появилась идея о том, что Право — инструмент господства Партии. Но только после этого она и стала всеобщей тотальной нормой! С чем боролись, на то и напоролись! Это послужило не преодолением, а усилением, радикализацией этой «темной» стороны Права и Государства. Левые дооформили, материализовали идею, которая до них лишь смутно витала в воздухе.
Само слово «право» происходит от латинского directum и таким образом предполагает идею цели, направления, общих для всех (без исключения!) людей. Но именно эта составляющая сегодня под ударом.
Господствующие сегодня сети (информационные или социальные, или даже «сетевое общество», а также «платформы») — это реинкарнация феодализма и даже дофеодализма. Право в контексте глобализации оказывается пронизано давно устаревшими («допотопными»!) формами и знаменует собой вовсе не победу, например, договора над законом или «гражданского общества» над государством, как зачастую нынче это пытаются преподнести, но возрождение структур, предшествовавших построению суверенных государств.
В современных обществах («цивилизованных» — статус, на который мы все еще претендуем) закон выражает волю суверенной власти, которая в равной степени вменяется всем без исключения. Это условие свободы, признаваемой за каждым. Эта структура — наличие третьей стороны, источника и гаранта права, законов — выходит за рамки воли и партикулярных, семейных, клановых или классовых интересов индивидов.
В системе «сетевого» управления целью является уже нечто принципиально иное, а именно — соответствие поведения каждого тому месту, которое он занимает в «сети». Каждый должен наилучшим образом служить интересам тех, от кого он зависит, и одновременно иметь возможность полагаться на верность тех, кто в свою очередь зависит от него. Фигура третьего гаранта хоть пока еще и не исчезает полностью, но распадается на несколько полюсов, соединенных между собой в рамках одной «сети». Тогда позиция государства становится все меньше и меньше сродни позиции собственно «государя», то есть «суверена», и все больше — позиции «сюзерена». Отсюда становятся понятны постоянные разговоры, например, о «башнях Кремля», о «теориях заговора», «осадном положении», о том, что «кругом одни враги» и т. п. Сюда же можно отнести и вновь набирающую популярность в условиях информационно-коммуникационных технологий буддистскую/индуистскую (и т. д.) концепцию человека как нестабильной психофизической сущности. Возврат к примитивному — «сетевому» — обществу сопровождается реанимацией донаучных, доправовых и догосударственных, магических и мифологических мировоззрений, представлений, верований человека и о человеке.
В настоящее время государство всеобщего благосостояния стремится к дальнейшему сокращению числа миссий, которые оно берет на себя непосредственно, с тем чтобы поручить управление частным агентам/операторам, деятельность которых оно «регулирует», то есть создает густую (или не очень!) сеть «концессий» и «кормлений», заново порождая «сеть сюзеренитета», что делает его связь с народом все более и более косвенной. Суверенитет рассеивается: для достижения минимальной безопасности или свободы нужно быть еще более (!) могущественным, чем прежние средневековые монархи, князья, помещики и т. п. Это типичная черта примитивных, архаичных обществ — значение каждого измеряется числом тех, на кого он может положиться (в сегодняшней терминологии — числом «лайков» и прочих рейтингов/баллов).
На каждом углу трубят о беспрецедентной свободе личности, «падении оков закона и государства», свободе выбора идентичности (включая пол, расу т. д.), но в упор не видят цену этой свободы — переход от Закона к «связям», или «блату», так хорошо знакомым всем нашим соотечественникам (!!!), создает связь, которая обязывает каждого вести себя в соответствии с ожиданиями другого! Подстраиваться, адаптироваться. Этот «феодальный контрренессанс» может привести как к мафиозно-партийно-клановому типу общественно-политического устройства, так и к умеренной зависимости, где будут по-прежнему гарантироваться основные права и свободы каждого. Исход еще пока зависит от нас.
Сама «свобода личности» сегодня понимается очень даже специфично (это — «мягко говоря»!): например, свобода получать зарплату ниже обычных тарифов и даже прожиточного минимума (который и так занижен!), работать по 15 часов в день, никогда не выходить на пенсию (сразу — «вперед ногами»), работать по субботам и воскресеньям (а не проводить его с семьей и детьми, например), отказываться от отстаивания своих прав в суде, заниматься проституцией и т. д., и т. п.
Кстати, в этой неофеодальной ситуации «бедный» — это тот, у кого мало знакомых и родственников, и который поэтому не может рассчитывать на их солидарность, помощь, поддержку. С этой точки зрения в наших «богатых» обществах полно «бедных», нищеты, которую никто даже не думает измерять и хоть как-то ей противостоять и вообще «иметь дело» — ее «как бы» нет.
Или, например, на каждом углу трубят об инвестициях в «человеческий капитал». Забывают или замалчивают, что популяризированная И. В. Сталиным до формализации современной экономической наукой (например, Гэри Бекером или «фрикономиксом») идея «человеческого капитала» («Самый ценный капитал — это люди») служила коммунистическим эквивалентом нацистской концепции «человеческого материала».
В ХХ-м веке концепцию «прозрачности» придумали для того, чтобы противостоять тоталитаризму. Но круг и здесь снова замыкается — последние 10 лет одной из центральных проблем стал так называемый «платформенный капитализм». Facebook, Система социального кредита, Web of Science/Scopus и так далее — инструменты «прозрачности для людей» превратились в инструменты «прозрачности самих людей».
Стоит напомнить, что философия права всегда была оплотом возрождения, последним бастионом борьбы против тоталитаризма (или просто бездумного статус-кво) и глотком свежего воздуха. Это совершенно не случайно. Правовые механизмы позволяют преобразовывать политическое или социальное насилие — и вообще «соотношение сил» — в правовые отношения. Блокирование же этих механизмов и превращение конкуренции в единственный универсальный принцип приводит к тем же тупикам, что и тоталитаризм ХХ-го века, общей чертой которых как раз и было порабощение права предполагаемыми законами экономики, истории или биологии. Ликвидация всякого рода запретов во имя экономической свободы может породить только сокрушение слабого сильным и открытие всех шлюзов насилия.
Сциентизм постоянно путает правовую норму с технической. Здесь «нормативность» утрачивает свое вертикальное измерение: речь идет уже не о том, чтобы ссылаться на закон, выходящий за рамки фактов, а о том, чтобы вывести норму из фактов, норму измерения самих фактов (и только «фактов»!). Например, показатели государственной политики все чаще исходят из того же догматического подхода, что и показатели советского планирования, и имеют те же последствия: они направляют действия на удовлетворение количественных целей, а не на конкретные результаты, и маскируют реальное положение в экономике и обществе для правящего класса («элиты»), оторванного от жизни тех, кем он управляет.
P. S. Лично я благодарен Р. З. Рувинскому по меньшей мере за то, что это он меня «заразил» темой «системы социального кредита» — феномена, высвечивающего сущность нашей эпохи. Так что «заражения» бывают очень даже полезные! Я считаю Р. З. Рувинского в большей степени не юристом и не правоведом, а философом права. Философы решают «свои» проблемы оригинальным способом — надо правильно сформулировать вопрос/проблему, тогда она начнет решаться как бы сама собой. И вот работа Р. З. Рувинского «Правопорядок в период глобального кризиса: трансформации, тенденции, угрозы» — это целый клубок вопросов и проблематизаций. Здесь не так много ответов. Но это потому, что вопросы гораздо интереснее и важнее. И это очень по-философски!