PURPOSE PROGRAMS OF SUPPORTING OF RUSSIAN LANGUAGE: FINANCIAL LAW AND SOCIAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article is about social and financial law role of purpose programs in the sphere of Russian language. In the context of budget incomes, budget construction of the state.

Keywords:
purpose programs, budget incomes, budget construction of the state, financial support of the sphere of Russian language
Text
Publication text (PDF): Read Download

Целевые программы в сфере поддержки русского языка выступают в современный период важнейшим финансово-правовым и организационным инструментом, гарантирующим проведение необходимых в данной сфере мероприятий и предоставление государством денежных средств на их финансирование. Целевые программы в сфере поддержки русского языка позволяют сопоставить бюджетный процесс по принятию и исполнению федерального закона о бюджете с социально ориентированными затратами, поднимающими авторитет русского языка и способствующими его развитию.

В связи со значимостью мер организационной и финансовой поддержки русского языка Президент РФ Владимир Путин из года в год поручает Правительству РФ разработать государственную программу поддержки русского языка, в том числе программу по поддержке и продвижению русского языка за рубежом, финансированию мероприятий в данной сфере из средств федерального бюджета. На это обращают внимание средства массовой информации как на весьма положительный момент финансово-правовой политики страны [9]. Заметим также, что, придерживаясь линии поддержки русского языка и необходимости организации финансирования соответствующих мероприятий, еще в 2015 г. Президент РФ утвердил Концепцию государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом [6]. Одновременно с разработкой целевых программ поддержки русского языка В. Путин также рекомендует провести как самостоятельное мероприятие и актуализацию нормативных правовых актов, действующих в данной сфере и закрепляющих необходимые расходы государства. Целями таких мероприятий выступают как, собственно, поддержка русского языка, как национального языка Российского государства, так и поддержка образования на русском языке в России и за рубежом – формулирование юридических основ правовых общественных отношений в данной сфере. Тематика поддержки русского языка и финансирование соответствующих мероприятий обсуждаются в рамках заседаний Совета по русскому языку с участием Президента РФ, заседаний новой Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка. Данная Межведомственная комиссия – новшество в государственном управлении, ее создание инициировала министр просвещения Ольга Васильева.

Естественно, предлагаемые Президентом мероприятия, как и наличие инструментария национального языка во всех его отношениях, требуют финансовых ресурсов со стороны государства. Именно поэтому мероприятия в сфере поддержки русского языка с организационно-правовых и финансово-правовых позиций облечены в форму целевых программ. Целевые программы с позиций науки финансового права, финансового законодательства и практики его применения относятся к числу финансово-плановых актов, нацеленных на достижение конкретного социально значимого результата. На протяжении многих лет действуют периодически утверждаемые и финансируемые из бюджетных средств целевые программы поддержки русского языка – то упраздняясь с истечением срока действия (например, Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016−2020 гг. [4], аналогичная программа на 2011−2015 гг. [3]), то дополняясь новыми положениями – т.е. утверждаясь в новых редакциях (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 4 июня 2020 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [5], данная программа «пришла на смену» федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016−2020 гг. и реализуется в настоящее время). И финансирование целевой программы поддержки русского языка в период с 2015 по 2020 г. выросло по объемам чуть ли не в два раза. Причина столь активного усиления поддержки русского языка именно с помощью финансово-правового инструментария целевых программ и бюджетного финансирования со стороны Российского государства заключается в том, что «русский хотя и входит в десятку самых многочисленных и влиятельных языков, однако в некоторых областях утерял свои ведущие позиции. Например, как язык науки. А еще в 50-е года XX века 40 процентов научной литературы выходило на русском» [7]. Тем самым принятие и финансирование целевых программ в этой сфере позволяет решить соответствующие социально значимые проблемы.

Русский язык – язык, на котором написано и выпущено в свет множество фундаментальных работ известных поэтов и писателей, по праву ставших классиками, почитаемых и воспеваемых другими авторами, литературоведами − Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Лермонтова М.Ю., Достоевского Ф.М. и мн. др. Поэтому общественностью целевые программы поддержки русского языка понимаются как «программы популяризации языка Пушкина и Толстого за рубежом и в России» [7]. Поэтому, повторим, общественность воспринимает положительно наличие целевых программ в этой сфере, указывает на востребованность соответствующего направления финансово-правовой политики.

Заметим также, что целевая программа поддержки русского языка действует вкупе, т.е. предполагаемые ею результаты достигаются, с иными целевыми программами, планирующими мероприятия в сфере науки и образования, например, нацеленные на повышение квалификации преподавателей и, в частности, преподавателей русского языка, развитие информационной среды мероприятий поддержки русского языка созданием специальной информационной системы (информатизация коснулась и данной сферы!) (ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», подпрограмма «Русский язык и языки народов России» (приложение 11, таблица 146 приложения 34 Федерального закона о федеральном бюджете на 2020 г.)) [2].

Мероприятия по поддержке русского языка, в том числе запланированные целевыми программами, предполагают бюджетное финансирование. Говоря с позиций финансового законодательства РФ, ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете на очередной календарный год и двухгодичный отчетный финансовый период закрепляют правовые нормы с объемами расходов бюджета на финансирование целевых программ в сфере поддержки русского языка. Данные расходы имеют финансово-правовой режим бюджетных обязательств Российской Федерации. Он заключается в уточнении цифровых показателей затрат из бюджета РФ на мероприятия в рассматриваемой сфере в рамках конкретного календарного года. Этими мероприятиями в 2020 г. выступают, например: распределение субсидий на софинансирование расходов по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка; субсидия на полноценное функционирование и развитие русского языка; гранты педагогам; реализация ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», подпрограммы «Русский язык и языки народов России» (приложение 11, таблица 146 приложения 34 Федерального закона о федеральном бюджете на 2020 г.). Финансирование указанных мероприятий, в том числе целевых программ применительно к сфере поддержки русского языка, базируется на положениях Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ (ред. от 18 марта 2020 г.) «О  федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [2].

Планируемые в законе о бюджете расходы на поддержку русского языка, равно как и расходы на иные социально ориентированные и другие сферы с позиций финансового права являются «бюджетными обязательствами» − заложенными в бюджет расходами. Бюджетные обязательства следует отличать от «расходных обязательств» – первично предусмотренных законами, иными нормативными правовыми актами и договорами затрат на определенные сферы и мероприятия. Так, применительно к сфере поддержки русского языка Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 55-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) «О государственном языке Российской Федерации» [1] предписывает государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка (ст. 4). В данном случае подразумевается расходное обязательство на бюджетное финансирование мер соответствующей поддержки. И анализ положений действующего в этом году закона о федеральном бюджете показывает, что меры поддержки русского языка в действительности финансируются и финансируются весьма неплохо. Юридические основы, точнее, финансово-правовые основы расходов на мероприятия в сфере поддержки русского языка, наличие целевых программ поддержки как финансово-правового инструментария – важный показатель возможности рассматривать соответствующие целевые программы, бюджетные расходы с позиций государственного устройства России и даже бюджетного устройства как отраслевой финансово-правовой категории [8, с. 278-280].

Финансово-правовые и, непосредственно, бюджетные меры поддержки русского языка направлены на достижение социальных целей в данной сфере: повышение авторитета русского языка перед гражданами РФ и гражданами зарубежных стран, поддержку и укрепление позиций русского языка в Российском государстве и мировом сообществе, содействие русским гражданам, проживающим в других государствах, расширение доступа к российскому образованию и российской науке и др. В свою очередь, достижение названных целей способствует социально-экономической стабилизации в России, где на русском языке говорит абсолютное большинство граждан, что вполне естественно.

Несмотря на наличие в законе о федеральном бюджете [2] статей о расходах государства на поддержку русского языка, т.е. финансово-правовом обеспечении данной сферы, в ней все еще много проблем. И проблем самого разного характера и возможных усилий для разрешения – от, опять же, финансово-правовых, организационных, до социальных, политических и иных. Например, в странах ближнего зарубежья изучают русский язык по «отстающему» учебнику, не отвечающему модификации и развитию русского языка; также имеет место недостаток кадров педагогов для преподавания русского языка [10]. Соответственно, не хватает средств для обновления учебной литературы. Во многих странах изучение русского языка сдерживается в силу политических причин. В Российской Федерации полученные в результате реализации целевой программы поддержки русского языка «социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям» [4]. Необходимо поддерживать русский язык, как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом. По статистике 2019−2020 гг., за рубежом функционирует около 3000 русских школ, и их деятельность также нуждается в поддержке как организационными, так и финансово-правовыми усилиями. В связи с этим необходимо перенаправить финансовые средства из бюджета государства на проведение масштабных мероприятий просветительского и образовательного характера в области развития русского языка в России и за рубежом.

Таким образом, целевые программы поддержки русского языка, адекватная финансово-правовая политика бюджетного финансирования в данной сфере имеют огромное финансово-правовое и социальное значение, обуславливая динамику развития и совершенствования русского языка как явления социального, одновременно с этим – и правового, выступающего объектом юридического регулирования законами и нормативными актами о целевых программах.

References

1. Federal'nyy zakon ot 1 iyunya 2005 goda № 55-FZ (red. ot 5 maya 2014 goda) «O gosudarstvennom yazyke Rossiyskoy Federacii» // SZ RF. – 2005. – № 23. – St. 2199.

2. Federal'nyy zakon ot 2 dekabrya 2019 goda № 380-FZ (red. ot 18 marta 2020 goda) «O federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov» // SZ RF. – 2019. – № 49. – Chast' 4. – St. 6939.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 iyunya 2011 g. № 492 «Ob utverzhdenii Federal'noy celevoy programmy «Russkiy yazyk» na 2011-2015 gody» // SZ RF. – 2011. – № 26. – St. 3815 (utratila yurid. silu, imeet istoricheskoe znachenie).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 maya 2015 g. № 481 «Ob utverzhdenii Federal'noy celevoy programmy «Russkiy yazyk» na 2016-2020 gody» // SZ RF. – 2015. – № 21. – St. 3118 (utratila yurid. silu, imeet istoricheskoe znachenie).

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 goda № 1642 (red. ot 4 iyunya 2020 goda) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Razvitie obrazovaniya» // SZ RF. – 2018. – № 1. – Chast' 2. – St. 375.

6. Dokumenty: Koncepciya gosudarstvennoy podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (data obrascheniya: 20.10.2020).

7. Novoselova E. Po-russki govorya. Na podderzhku yazyka iz byudzheta vydelyat 470 millionov rubley / E. Novoselova. – URL: https://rg.ru/2019/04/08/na-podderzhku-russkogo-iazyka-iz-biudzheta-vydeliat-470-millionov-rublej.html (data obrascheniya: 20.10.2020).

8. Peshkova H.V. Teoretiko-pravovye osnovy byudzhetnogo ustroystva gosudarstva: Monografiya / H.V. Peshkova. – Moskva: INFRA-M, 2018. – 315 s. – (Seriya «Nauchnaya mysl'»).

9. Putin poruchil razrabotat' programmu po podderzhke russkogo yazyka. – URL: https://ria.ru/20200302/1566999876.html (data obrascheniya: 20.10.2020).

10. Rossiya udvoit traty na prodvizhenie russkogo yazyka za rubezhom. – URL: https://mosds.mos.ru/presscenter/news/detail/8121407.html (data obrascheniya: 20.10.2020).

Login or Create
* Forgot password?