MACHINERY OPERATIONAL PROPERTY CONTROL DURING DIAMOND-ABRASIVE FINISHING USING ACTIVE SOTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
There is carried out a number of experiments with the purpose of analyzing SOTS impact upon both finishing productivity, and physical-chemical state and tribological behavior of surfaces machined, and also a possibility for creation according to the results of the investigations carried out a relatively universal micro-emulsion SOTS based on existing in the Ukraine the line of oils, PAV, corrosion inhibitors, alloying additives etc. As SOTS samples there were used both well-known compouds, for example, Camix, Nope Right (USA), and carbamide having in its structure boron, boron-phosphorus-containing additive, water-solvable phosphate, tributyl phosphate (oil-solvable), concentrate SOTS tribol, having in its structure compounds of boron, nitrogen and phosphorous; ethylic ether of fatty acids; methyl ether of colza oil; Sarkozyl-O having in its structure easily-decomposable chlorine compounds. From the results obtained it is possible to draw a conclusion that during finishing in the environment of water-compatible SOTS an important role in the formation of the properties of the surface worked is played by hydrocarbon components and additives which contribute to the formation of the thinnest surface layers modified with carbon and oxygen.

Keywords:
tribological properties, machining, adsorption, spectroscopy, honing, smooth finish, PAV
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Введение

 

Современные СОТС для механической обработки – сложные многокомпонентные системы, которые должны обладать целым комплексом свойств, необходимых для дос­тижения качественного процесса металлообработки. СОТС должны обеспечи­вать оптимальную стойкость инструмента, эффективное охлаждение детали, заданное качество обрабатываемой поверхности, моющее и антикоррозионное действие.

Рациональный путь созда­ния высокоэффективных СОТС заключается в глубоком изучении при­роды их действия путем научно-обоснованного выбора основы, введения в композицию присадок с необходимым комплексом химических и механо-химических свойств. Для фи­нишной обработки металлов могут применяться СОТС как на углеводородной, так и на водной основе. Учитывая экологические, санитарно-гигиенические ас­пекты, вопросы пожарной безопасности и существующий практический опыт, наиболее перспективна разработка водосмешиваемых полусинтетических и синтетических СОТС.

 

Концепция предлагаемой методики и результаты исследований

 

Антифрикционные свойства СОТС. Исследования антифрикционного воздействия различ­ных химических соединений на стальную поверхность представляют собой од­нофакторный эксперимент.

Данный эксперимент заключается во введении в ба­зовый состав соединений, содержащих активные химические элементы и их комбинации. При этом установлено, что в зависимости от состава при­садки в композиции поверхностный слой металла после обработки имеет раз­личные антифрикционные свойства как по выдерживаемым нагрузкам, так и по коэффициенту трения. Установлено, что минимальный коэффициент трения соответствует применению фосфорсодержащих присадок в пределах 1,2–1,3%.

Соединения, содержащие кремний в составе СОТС, обеспечивают при сухом трении характеристики, подобные фосфатным соединениям. Однако они усту­пают фосфорсодержащим присадкам по критическим нагрузкам исследуемых поверхностей металла. Для присадок, содержащих одновременно бор и азот за­висимость от концентрации характеризуется наличием экстремума. Аналогич­ные зависимости установлены и для присадок, одновременно содержащих фос­фор, серу и азот.

Для финишных операций рабочие жидкости должны обладать высоким антикоррозионным и моющим действием на поверхность. Моющее действие СОТС харак­теризуется степенью очистки обрабатываемой де­тали и инструмента от шлама.

В табл. 1 приведены данные по моющему действию, антикоррозионным и смазочным свой­ствам 3 %-ных водных растворов некоторых неионогенных и анионоактивного ПАВ, где Рс, Н – нагрузка сваривания, Рк, Н – критическая нагрузка, Iз – индекс задира. Скорость корро­зии стали Ст. 40 и моющее действие ПАВ изуча­лись на приборе УИСК-1, смазочные свойства – на машине трения ЧШМ.

 

 

Таблица 1

Скорость коррозии стали Ст. 40, моющая способность и смазочные свойства ПАВ

ПАВ

Скорость кор­розии Ст. 40, мм/год ´ 10–2

Моющая способность,%

Смазочные свойства по ГОСТ 9490–75

Pс, Н

Рк, Н

Iз

1

Синтанол АЛМ–10

7,20

45,0

1410

320

23,7

2

Синтанол АЦСЕ–12

7,00

34,0

1260

560

24,9

3

Синтанол ДС–10

11,20

52,0

1260

710

27,7

4

Синтамид–5

0,64

50,0

1190

750

33,7

5

Стеарокс–б

1,44

20,5

1330

800

41,2

6

Синакто–406*

0,32

28,5

1260

1000

46,3

7

Олеат триэтаноламина

0,32

17,0

1000

890

39,6

8

Неонол АФ–9–10

12,00

48,0

1330

425

35,7

Анионоактивная

 

 

Из приведенных в табл. 1 результатов видно, что высокой моющей способностью обладают неионогенные ПАВ, оксиэтилированные спирты, которые, однако, характеризуются невысокими антикоррозионными и смазывающими свойства­ми. Удовлетворительную моющую способность, антикоррозионные и смазывающие свойства име­ют оксиэтилированные амиды. Оксиэтилирован­ные кислоты так же, как и анионоактивные ПАВ, мыла и сульфанаты, обладают низкой моющей способностью, но имеют значительно лучшие антикоррозионные и смазывающие свойства. Как правило, в композициях СОТС присутствуют анионоактивные ПАВ – мыла высших жирных кислот, которые несут ответственность за основ­ные функциональные свойства СОТС, и неионо­генные ПАВ. Последние выполняют вспомога­тельную функцию, улучшают некоторые свойства композиции, например стабильность к минера­лизованным водам и моющую способность [1].

 

 

 

Механизм воздействия СОТС на обрабатываемую поверхность. Проведен ряд экспериментов с целью изучения влияния ряда СОТС как на производительность финишной обработки, так и на физико-химическое состояние и трибологические свойства обработанных по­верхностей, а также возможности создания по результатам проведенных исследований относительно уни­версальной микроэмульсионной СОТС на базе существующих в Украине ассортиментов масел, ПАВ, ингибиторов коррозии, легирующих присадок и др.

Образцами СОТС служили как известные составы, например, Камикс, Нопе Rіght (США), так и карбамид, содержащий в своем составе бор, бор-фосфорсодержащая присадка, водорастворимый фосфат, трибутилфосфат (маслорастворимый), концентрат СОТС Трибол, имеющий в своем составе соединения бора, азота и фосфора; этиловый эфир солей жирных кислот; метиловый эфир рапсового масла; Саркозил-О, имеющий в своем составе легко разлагаемые соединения хлора.

Трибологические свойства повер­хностей образцов после обработки изучали по методике УкрНИИНП "МАСМА" при сухом трении в атмосфере ­воздуха на вибротрибометре Орtimol SRV, применяя схему трения шар-плоскость. Применялись шары диамет­ром 12,7 мм (по ГОСТ 3722), изготов­ленные из стали ШХ15 твердостью НRС 62–64. Плоскостью служили поверхности обработанных образцов. Трение производилось при частоте возвратно-поступательного движения шара 50 Гц и амплитуде колебания 1 мм. Пару трения нагружали, изме­ряя коэффициент трения f в течение10 мин в диапазоне 10–50 Н, а далее – со скоростью 400 Н/мин до нагрузки сваривания Fсв. По площади следа износа шара в момент сваривания Sсв рассчитывали давление при свари­вании пары Рсв= Fсв/Sсв, что характеризует стойкость обработанной поверхности к схватыванию.

Физико-химическое состояние поверхностных слоев стали и его изменение при обработке и трибологических исследованиях изучали методами электронной растро­вой микроскопии и Оже-спектрометрии с помощью Оже-спектрального мик­розонда JАМР-10S. Глубинное рас­пределение элементного состава поверхностных слоев определяли с помощью их ступенчатого распыления ионами Аг+ [2].

Исследования показали идентичность влияния СОТС на стали ШХ15 и 12Х1МФ, которое далее иллюстрируется на примере стали ШХ15.

Полученные для ряда СОТС характе­ристики приведены в табл. 2. Видно, и это подтверждается в целом, что масляный компонент СОТС как для углеводородных (керосин), так и водосмешиваемых СОТС (Камикс, Ноnе Right, модельные ми­кроэмульсии) при оптимальной концент­рации их водных растворов обеспечивает близкие значения величины Рс. Водные среды и присадки, в свою очередь, способствуют значительным изменениям вели­чины Рк, слабо влияя на зна­чения Рс .

 

Таблица 2

 Смазочные свойства СОТС и их корреляция с производительностью алмазно-абразивной обработки на стенде стали ШХ15 и свойствами обработанной поверхности

 

Наименование СОТС*

 

Машина трения ЧМТ–1

 

D, мм

Машина трения

Optimol SRV

Рк, Н

Рс, Н

f **

Рсв, Н/мм2

Керосин

450

1260

0,05

0,47

95

Hone Right

750

1500

0,02

0,47

99

Камикс

1060

1330

0,05

0,43

109

Экспериментальная основа с присадками:

№1. Дибутилфосфат

1190

1330

0,05

0,43

119

№2. Триполифосфат

1410

1500

0,09

0,39

123

№3. Фосан

1190

1260

0,09

0,40

123

Данные приводятся для оптимальных концентраций водных растворов СОТС (3–6% по массе),  что соответствует примерно одинаковому содержанию присадок.

Значения коэффициента трения при нагрузке 40 Н.

 

Модельные микроэмульсии, имеющие в отличие от других СОТС большее содержание присадок по отношению к концентрации масляной базы, характери­зуются большей производительностью обработ­ки стали, более  мелкодисперстным состоянием стальной стружки, отсутствием на обработанных поверхностях следов от предварительных проходов инструмента (рис. 1), меньшей их шероховатостью и лучшими трибологическими свойствами. Важными критериями подбора СОТС для оптимизации свойств обработанных стальных поверхностей могут быть величины Рк и Рк / Рс, харак­теризующие противозадирное действие самих СОТС.

Оже-спектральные исследования выя­вили однотипный характер модификации поверхности сталей при обработке. Можно было бы предположить, что разнообразный компонент­ный состав модельных микроэмульсий должен приводить и к существенному отличию элемент­ного состава обработанных поверхностей. Однако это не подтверждается экспериментально, так как во всех случаях поверхность стали при финишной обработке насыщалась практически только двумя элементами – кислородом и углеродом.

 

 

поверхн

а)

б)

Рис. 1. Поверхность стали  ШХ15 после алмазно–абразивной обработки в различных СОТС:

а – керосин (Ркс=0,36; Ra=1,3 мкм);

б – экспериментальная СОТС №2 (Рк / Рс=0,94; Ra=0,28 мкм)

 

 

Углеводородные компоненты СОТС способствовали насыщению обработанных поверхностей углеродом, что предотвращало их окисление. При этом такие элементы СОТС, как фосфор, азот, бор не диффундировали в металл и не накапливались в количествах, больших 1 % (ат.) даже в адсорб­ционном слое. Сера при увеличении ее содержания в составе СОТС до 0,3 % по массе начи­нала одновременно с углеродом также диф­фундировать в сталь на значительные глубины и непосредственно влиять на механические свойства ее поверхностных слоев. Но в отличии от длительного трения, когда сера имеет равномерный характер распределения с максимумом концентрации на поверхности 5–20 % (ат.), после финишной обработки ее атомы хаотично распреде­лялись в поверхностных слоях лишь в микроконцентрациях, в диапазоне 0–0,5 % (ат.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Рис. 2. Оже–спектры стали ШХ15 ювенильной поверхности

 

в вакууме (а); адсорбционного (б), оксидного (в) и науглероженного

(г) поверхностных слоев после обработки в экспериментальной СОТС № 2

 

 

По сравнению с ювенильной поверхностью стали (рис. 2а) на оже-спектре обработанного в СОТС образца (рис. 2б) пре­валирует по интенсивности линия углерода. После распыления адсорбированных угле­водородов ионами Аг+ в течение 30 с обнаруживается слой оксида железа (рис. 2в). Этот поверхностный слой препятствует диффузии в объем стали элементов СОТС. Углерод, ди­ф­фундируя через оксидный слой, теряет водородное окружение, которое он имеет в адсорбционном слое, и в подповерх­ностных микрообъемах (рис. 2г) образует карбидные структуры с железом и хромом (для хромсодержащих сталей), про что свидетельствует форма оже–линий углерода в различных подслоях.

Сера, фосфор, азот, бор, в зависимости от химического состояния и типа присадок, в составе которых они находятся, выполняют роль агентов, которые активируют или блокируют поверхность оксидного слоя и тем ускоряют или замедляют процессы науглероживания и окисления стали во время финиш­ной обработки.

На базе проведенных исследований совместно с УкрНИИНП "МАСМА", г. Киев, разработан состав универсальной микроэмульсионной СОТС Трибол (экспериментальный состав СОТС № 2 в табл. 2). Компоненты, входящие в эту СОТС, активно воздействуют на поверхность термообработанных ста­лей, эффективно повышая производительность их обработки и обеспечивая им повышенные трибологические свойства и задиростойкость.

 

 

Заключение

 

Из полученных результатов можно сделать заключение, что при финиш­ной обработке в среде водосмешиваемых СОТС важную роль в формировании свойств обработанной поверхности играют углеводородные компоненты и присадки, которые способствуют образованию наиболее тонких модифицированных углеродом и кислородом по­верхностных слоев. Качество и износостойкость поверхности деталей улучшается одновременно с ростом производительности их обработки в присутствии микроэмульсионных СОТС с лучшими противозадирными свойствами, связанными с введением фосфатсодержащих присадок.

References

1. Ryzhov, Yu. E. Vliyanie moyuschey sposobnosti SOTS na finishnuyu obrabotku konstrukcionnyh staley / Yu.E. Ryzhov, V.T. Procishin, O.A. Mischuk, A.E. Kobelyanskiy // Instrumental'nyy svet. – 2002. – №4 (16). - S. 12-14.

2. Procishin, V.T. Vliyanie SOZh na tribologicheskie harakteristiki poverhnosti / V.T. Procishin, Yu.E. Ryzhov, V.A. Polischuk, O.A. Mischuk // Nauka proizvodstvu. – 1999. – № 2. – S. 12-14.

Login or Create
* Forgot password?