MIREA – Rossiyskiy tehnologicheskiy universitet
MIREA – Rossiyskiy tehnologicheskiy universitet
from 01.01.2007 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.71 Отраслевая структура экономики
OKSO 38.06.01 Экономика
OKSO 38.03.01 Экономика
OKSO 38.07.02 Экономическая бехопасность
OKSO 38.05.01 Экономическая безопасность
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
BISAC BUS072000 Development / Sustainable Development
For Russia the rethinking of the role of modern industrial development and the production of high technologies - the creation of a material basis for sustainable development and overcoming the technological gap within the existing global trend of world development - an innovative economy, is of fundamental importance. To skip this moment means to consolidate the role of a country that subsequently cannot not only compete in the global markets for high-tech products, but also perceive new technologies.
technological lag, threat to economic security, technological development, innovative economy
В современных условиях стратегическим приоритетом для России является поиск новых возможностей для экономического роста, длительное время экономика находится в состоянии рецессии и сопровождается огромным отставанием по уровню экономического развития от ведущих экономик мира. Ухудшение конъюнктуры мировых цен на энергоносители, обострение геополитической обстановки, введение санкций со стороны Запада, ограничивающие доступ России к инвестициям и высоким технологиям, подтверждают невозможность дальнейшего развития российской экономики на основе экспортно ориентированной модели сырьевого роста, следовательно, необходим переход к новой модели развития, в основе которой – структурная модернизация, развитие реального сектора экономики, активизация инновационной деятельности, обеспечивающей качественный рост. Особое значение приобретает технологическое развитие, которое в условиях динамично развивающихся информационных и цифровых технологий, определяет экономическую безопасность и политический суверенитет страны, тем самым, формируя конкурентоспособную экономику. Технологические изменения могут служить преимуществом на долгосрочную перспективу, обеспечением восстановления отраслей промышленности традиционных укладов на новой технологической основе.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности России (в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г.) являются:
- развитие экономики страны;
- обеспечение экономической безопасности;
- переход экономики на новый уровень технологического развития;
- вхождение нашей страны в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта;
- противостояние влиянию внутренних и внешних угроз [1].
Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности.
Из вышесказанного, следует сделать вывод, что ключевой целью для России является переход к экономике инновационного типа или как часто называют к «экономике знаний», в которой научные исследования и результаты их применения выступают ведущими факторами роста [2]. Повышение экономического статуса России возможно лишь при изменении типа экономического роста, что так же позволит ей оказаться в одном ряду с мировыми лидерами. Переход на инновационный путь развития, который столь важен и необходим нашей стране, возможен при условии эффективного и динамичного развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс.
По мнению экспертного сообщества российских ученых, в частности Глазьева С.Ю., основу новой экономической модели составляют прорывные технологии, которые позволят вывести экономику страны в лидеры шестого технологического уклада [3](рисунок 1).
Рисунок 1 – Смена технологических укладов в ходе современного экономического развития [4]
В мировой экономике происходит постоянное возрастание веса и влияния высокотехнологичных отраслей. Главный эффект заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах.
За основу можно взять предложенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определение. Высокотехнологичными являются отрасли, для которых характерно не только производство инновативных продуктов и применение соответствующих инновативных производственных процессов, но и высокий уровень расходов на исследования и разработки, измеряемый по отношению к объему денежного оборота (R&D/Turnover) [5]. При соблюдении данного требования классификация отраслей выглядит следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация отраслей
Уровень отраслей |
Критерии |
Высокотехнологичные отрасли |
(R&D/Turnover) > 5% |
Средние высокотехнологичные отрасли |
5% > (R&D/Turnover) > 3% |
Среднетехнологичные отрасли |
3% > (R&D/Turnover) > 0,9% |
Низкотехнологичные отрасли |
0,9% > (R&D/Turnover) > 0% |
На основании проведенного анализа различных источников [5, 6], были выделены основные критерии отнесения предприятия к числу предприятий высокотехнологичных отраслей, к которым относятся:
- высокие затраты на НИОКР;
- высокие затраты на создание или покупку интеллектуальной собственности;
- применение инновационных технологий;
- интенсивная инновационная деятельность, способствующая расширению существующих и созданию новых рынков сбыта и более эффективному использованию ресурсов;
- наличие высококвалифицированного персонала, научных сотрудников.
Отметим, что Россия существенно отстает от развитых стран в области производства высокотехнологичной продукции. В развитых странах от 50 до 90% роста валового внутреннего продукта (ВВП) определяется инновациями и технологическим прогрессом. В России в 2015 г. доля материального производства в ВВП сократилась до 37,3% (при пороговом значении экономической безопасности – 66%), доля машиностроения в объеме отгруженной продукции опустилась до 12,5% (при пороговом значении экономической безопасности – 25%). Отмечается серьезное отставание нашей страны, например, от стран Запада в освоении высших технологических укладов. На примере США, в которых доля производительных сил четвертого технологического уклада составляет 20%, пятого – 60%, шестого – около 5%, в то время как в России это соотношение соответственно равняется 50:10:0,5 [7]. Следует отметить и тот факт, что происходит старение производственной базы, а так же низкий уровень инвестиций в основной капитал, который в 2015 г. опустился до 18% ВВП (при пороговом значении экономической безопасности – 25%), обеспечивал обновление производственного аппарата в обрабатывающем секторе экономики на уровне 6%. Степень износа основных фондов по экономике в 2015 г. достигла 50,5%, в обрабатывающих производствах 48%, в высокотехнологичных – 47,1% (вместо 30%, характерных для стран, которые постоянно обновляют свои технологии и фонды). В России процесс модернизации основных производственных фондов в обрабатывающей промышленности происходит крайне медленно. Коэффициент обновления за 2010-2014 гг. сохранялся в среднем на уровне 6,5%, а коэффициент выбытия в тот же период находился на уровне – 1% (в 2005 г. – 1,8%) [7]. Средний срок службы машин и оборудования в России составляет около 14 лет, что в два раза выше, чем в развитых странах мира.
По данным Всемирного банка высокотехнологичный экспорт в России в 2016 году составил 6,63 млрд. долл. США, что на 3,03 млрд. долл. США меньше, чем в 2015 году (9,67 млрд. долл. США). Темп падения по сравнению с 2015 годом оказался равным 31%.
За период с 2007 по 2016 годы высокотехнологичный экспорт в России вырос на 2,53 млрд. долл. США. Среднее значение составило 6,36 млрд. долл. США. Среднегодовой темп роста высокотехнологичного экспорта в России за этот период составил 4,91%.
Максимальный рост высокотехнологичного экспорта в России за период с 2007 по 2016 гг. был зафиксирован в 2012 году: 1,65 млрд. долл. США, максимальное падение наблюдалось в 2016: -3,03 млрд. долл. США. Максимальное значение высокотехнологичного экспорта в России было достигнуто в 2014 году: 9,84 млрд. долл. США, минимальное наблюдалось в 2006 году: 3,86 млрд. долл. США.
Рисунок 2 – Высокотехнологичный экспорт в России за 2006-2016 гг.
В целом, доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции за рассматриваемый период практически не менялась, оставаясь на уровне примерно 0,2-0,3%.
Наибольший вес в мировом экспорте у России в таких группах как: химические продукты и материалы, неэлектрические машины и аэрокосмическая техника. Наиболее низкие позиции России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции наблюдаются в группах электроники и телекоммуникационного оборудования, компьютерной и офисной техники, даже в совокупности составляют малую долю (таблица 2).
Таблица 2 – Доля отдельных стран на рынках высокотехнологичной продукции в 2014 г. (в % к общему объему рынков)
Виды продукции |
Удельный вес стран (в %) |
|||
Продукция авиакосмической промышленности |
США – 32,4 |
Франция – 17,5 |
Германия – 12,6 |
Россия – 0,75 |
Изделия электронной промышленности, оптическая и компьютерная техника |
Китай – 27,1 |
США – 8,0 |
Южная Корея – 5,9 |
Россия – 0,21 |
Фармацевтическая продукция |
Германия – 14,9 |
Швейцария – 12,3 |
Бельгия – 9,6 |
Россия – 0,7 |
На развитие промышленного сектора экономики России воздействуют следующие факторы:
- глобальные риски, связанные с ухудшением мировой конъюнктуры: прогнозируемое снижением цен на нефть, рост стоимости и снижение доступности технологий и финансирования;
- падение доходов, вызванное удорожанием базовых ресурсов и факторов производства, что влечет проблемы в таких отраслях как машиностроение, химической промышленности и других;
- дефицит трудовых ресурсов, возникающий в связи с ухудшающейся демографической ситуацией и нехваткой специалистов конкретного профиля;
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам, возникающий в условиях высоких кредитных ставок и удорожания корпоративных кредитных заимствований;
- отсталость технологий, возникающая из-за развала собственной прикладной науки, старения производственной базы, ограничений к возможному доступу к зарубежным передовым технологиям;
- утрата компетенций, связанная с возрастанием зависимости от кооперации с внешними игроками (глобальный аутсорсинг);
- закрытие рынков, способное затронуть широкий спектр отраслей. Наибольшую угрозу оно несет для энергетического машиностроения, производства конструктивных материалов, широкого спектра машиностроительных товаров потребительского, инвестиционного и оборонного назначения.
За последние 25 лет отечественное машиностроение перешло с обеспечения собственным оборудованием воспроизводственных процессов на удовлетворение спроса за счет продукции зарубежных производителей. В таблице 3 приведены примеры отраслей и их импортозависимость.
Таблица 3 – Импортозависимость отраслей национальной экономики
Отрасль |
Импортозависимость |
Станкостроение |
85-90% |
Радиоэлектронная промышленность |
80-90% |
Тяжелое машиностроение |
60-80% |
По мнению ведущих российских экспертов, угроза национальной безопасности, и в том числе экономической как ее составляющей, возникает при доле импорта какого-либо стратегически важного продукта во внутреннем потреблении выше 25%.
Сложность стоящих перед Российской Федерации задач требует выработать сбалансированную стратегию по их решению, исходящей из взаимосвязи проблем национальной безопасности, социально-экономического развития страны и информационной безопасности национальной экономической системы.
Она должна быть направлена на обеспечение восстановления отраслей промышленности традиционных укладов на новой технологической основе. Помимо этого, следует сконцентрировать усилия в части создания конкурентного сектора, связанного с развитием приоритетных технологий высших технологических укладов, формируя соответствующую технологическую базу. Восстановление и развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизация и развитие приоритетных секторов национальной экономики, являются основой для формирования устойчивой, сбалансированной, независимой от внешнего влияния экономики, а это, по сути, - важнейший и неотъемлемый этап перехода российской экономики к инновационной модели развития.
В данном контексте в рамках промышленной политики, по мнению группы авторов (Ленчука Е.Б., Власкина Г.А., Филатова В.И.) [7], должны быть сформулированы две группы структурных приоритетов.
Первая группа должна быть ориентирована на опережающее развитие промышленного потенциала (т. е. промышленных производств), обеспечивающего конкурентоспособность в важнейших технологических областях, формирующих перспективный технологический уклад.
Как отмечается в Стратегии национальной безопасности и Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года наибольшее влияние на уровень экономической безопасности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нанотехнологиях, новых производственных технологиях. Эффект применения которых будет достигаться на их стыке, т. е. в междисциплинарных областях, с выходом новой продукции для различных сфер деятельности.
Вторая группа приоритетов должна обеспечить широкомасштабную технологическую модернизацию важнейших секторов национальной экономики – перевооружение и динамичное развитие ведущих отраслей экономики, а так же преодоление технологического отставания и импортозависимости от зарубежных производителей технологического оборудования.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов цель промышленной политики состоит в определении соотношения между наращиванием выпуска продукции перспективного технологического уклада, способного увеличить экспорт и позиционирование нашей страны на товарных рынках приоритетных технологий, и модернизацией отрасли машиностроения, в особенности приборостроения (масштабное использование данной продукции в большинстве отраслей промышленности: космическое приборостроение, судостроение, авиастроение и другие, развитие всех направлений научно-технического прогресса невозможно без продукции данной отрасли [8]).
Однако, несмотря на ключевую роль отрасли приборостроения для развития различных производств, ее состояние на сегодняшний день оценивается как кризисное, что во многом обусловлено ситуацией в машиностроении в целом. Это обусловлено многими причинами, главными из которых можно считать следующие:
- технологический фактор. Технологии, которые применяются для производства продукции, в большинстве случаев соответствуют уровню развития производства 60-70-х годов XX века;
- нормативно-технический фактор. В большинстве случаев стандарты, применяемые при выпуске продукции отечественного производителя, не соответствуют международным требованиям;
- рыночные преобразования экономики, которые привели к деформации отраслевой структуры [9];
- сокращение государственного финансирования и государственных заказов;
- распад внутриотраслевых и межотраслевых связей;
- замещение отечественной продукции отрасли приборостроения на импортную;
- сокращение финансирования отраслевой науки, выполняющей особую роль в освоении результатов фундаментальных исследований.
Реализуя курс на освоение новых технологий, развитые страны формируют государственную промышленную политику, неотъемлемой частью которой становится инновационная и научно-техническая политика.
Таким образом, развитие промышленной политики должно базироваться на имеющихся промышленных мощностях, тщательной оценке и анализе существующих научно-технологических заделов для выявления предпосылок реализации приоритетных направлений. Формируемые направления должны опираться на долгосрочные прогнозы научно-технологического развития и быть взаимосвязаны с основными стратегическими задачами социально-экономического развития. Только обеспечение единства научно-технологической, инновационной и промышленной политики поможет добиться результата и успеха в развитии промышленного комплекса и повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii»
2. Mikaeva A.S. Klyuchevye harakteristiki predpriyatiya v koordinatah ekonomiki, osnovannoy na znaniyah. Aktual'nye voprosy ekonomicheskih nauk. — Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2012. №25-2. S. 170-175.
3. Innovacionnye processy v rossiyskoy ekonomike. Kollektivnaya monografiya / Pod red. Veselovskogo M.Ya., Kirovoy I.V./ – M.: Izdatel'stvo «Nauchnyy konsul'tant», 2016 – 340 s.
4. Glaz'ev S.Yu., Haritonov V.V. Nanotehnologii kak klyuchevoy faktor novogo tehnologicheskogo uklada v ekonomike. M., Trovant, 2009.
5. Pahomova N. Yu., Rihter K. K.Ekonomika otraslevyh rynkov i politika gosudarstva / Uchebnik. — M.: Ekonomika, 2009.
6. Mikaeva, A.S. Strategicheskoe upravlenie tehnologicheskim razvitiem predpriyatiy priborostroeniya: monografiya / A.S. Mikaeva. – Moskva: RUSAYNS, 2018.
7. Nacional'naya ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii v usloviyah obostreniya ob'ektivnyh i iniciirovannyh riskov i ugroz. – M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2018. – 752 s.
8. Mikaeva A.S. Instrument razrabotki strategii tehnologicheskogo razvitiya predpriyatiya priborostroeniya // Russian Journal of Management. 2019. T. 7. № 3. S. 86-90.
9. Avdonin B.N., Hrustalev E.Yu. Metodologiya organizacionno — ekonomicheskogo razvitiya naukoemkih proizvodstv / — M.: Nauka, 2010.