employee
employee
employee
V dannoy stat'e rassmatrivaetsya sovremennaya rossiyskaya derevnya, gde ne vsegda i ne vezde razvity infrastruktura i innovacionnyy potencial. Eto i zabroshennye poselki, gde dozhivayut svoy vek pozhilye truzheniki. Eto i zarosshie sornyakami polya. Ne prosto tak pokidayut sel'skie zhiteli rodnye mesta. Nehvatka finansovyh sredstv zastavlyaet ih uezzhat' v goroda na zarabotki. Mnogie tam i ostayutsya, osobenno molodezh'. Opustevshie seleniya stanovyatsya problemnymi dlya organov gosudarstvennoy vlasti i mestnogo samoupravleniya. V nih zakryvayutsya torgovye tochki, medpunkty, pochty, prekraschayut svoyu rabotu transportnye sredstva. Prichin neobustroennosti malyh sel mnogo: prezhde vsego, nehvatka finansovyh sredstv na podderzhanie i razvitie social'no-bytovoy infrastruktury. V 80-e gody XX veka nachalsya process «tihoy kollektivizacii», to est' ukrupnenie kollektivnyh hozyaystv i zakrytie «neperspektivnyh» sel. Ne luchshe situaciya i v nashe vremya. V 2017–2018 gody sel'skoe naselenie v Rossii v srednem sostavlyalo 25,8 %, a v Sverdlovskoy oblasti i togo men'she – 16 %. V bolee krupnyh seleniyah, v kotoryh raspolagayutsya administrativnye poselkovye centry, dela obstoyat nemnogo luchshe. Hotya tam poka esche suschestvuyut shkoly, pochtamty i kluby, medpunkty, magaziny i detskie sady, no rabochie mesta ogranicheny. Poetomu i iz etih naselennyh punktov postepenno idet ottok zhiteley v blizlezhaschie goroda. Esche na bolee vysokoy stupeni stoit ta sovremennaya russkaya derevnya, v kotoroy zaasfal'tirovany glavnye dorogi, proveden gaz, postroeny doma s central'nym otopleniem i kanalizaciey. No doma v takih derevnyah vozdvigayutsya, kak pravilo, gorodskimi zhitelyami dlya zagorodnogo otdyha i dosuga, chtoby imet' vozmozhnost' provodit' letnie mesyacy v ekologicheski chistyh zonah. Selo v Rossii – tradicionno sostavnaya chast' nacional'nogo haraktera i kul'tury. Poetomu podderzhkoy i sohraneniem derevni nado zanimat'sya i dlya proizvodstva kachestvennoy sel'skohozyaystvennoy produkcii, i dlya obespecheniya prodovol'stvennoy, territorial'noy, a sledovatel'no, i nacional'noy bezopasnosti.
sel'skie territorii, social'naya infrastruktura, problemy bezraboticy, zabroshennost' rossiyskih dereven', nerentabel'nost' proizvodstva, transportnye sredstva, demograficheskaya situaciya.
Цель и методика исследований
Целью нашего исследования является анализ социально-экономического состояния российской деревни. Методы исследования – статистический, социологический, метод анализа и синтеза, метод обобщения.
Результаты исследований
Просматривая статистику, можно отметить, что доходы сельского жителя примерно в два и более раз ниже, чем в городе. ФАО установило, что средняя калорийность питания должна находиться на уровне 2069 ккал на человека. Но фактически у многих селян она едва дотягивает до 1600. Продолжается отток населения, ухудшается демография, а это, на наш взгляд, основная проблема. Официально ежегодно сельскую местность покидают 200 000 человек. С 1990 года с карты России исчезли 25 000 сел и деревень. В деревнях, где проживают от 50 до 400 жителей, считается накладным проводить газ, строить дороги и объекты культуры. Во многих деревнях осталось до 10 жителей. Бывают деревни и с одним последним жителем [14].
Последствий этих пагубных явлений можно было бы избежать, если бы можно было сгладить шоковые реформы Ельцина и Гайдара, которые не были продуманы и просчитаны.
Социалистические предприятия вполне можно было реорганизовать в кооперативы по примеру скандинавских стран, а не банкротить их и разваливать сотни тысяч животноводческих и других производственных помещений, которые с огромным трудом возводятся в нашем не очень теплом климате. Молочное производство – основа села. А нет села – нет страны. Многие арочные коровники при сравнительно скромных вливаниях можно было приспособить под современные технологии. Сюда же следует приплюсовать разрешение на использование в масштабах страны суррогатного молока и молочных продуктов. Чтобы продавать молочные продукты (молоко, творог, сметану, сливочное масло и сыр) не по завышенной цене и в то же время не попасть под банкротство, бизнесмены нашли выход: начался массовый завоз дешевого пальмового масла и фальсификация им продуктов питания. Оно имеет твердую консистенцию, полезность его средняя. Но оно позволяет создать видимость естественного продукта.
Наша страна импортирует этого масла в среднем по 600 000 тонн в год. У нас третье место в мире по количеству потребления пальмового масла на душу населения (после Индии и Украины). Кроме того, покупаем со всего мира сухое молоко.
Правительство, губернаторы принимают меры, чтобы прекратить обмеление молочной реки. Но процесс сокращения поголовья коров в сложившихся условиях полностью остановить трудно. В 1990 году их численность была 20,5 млн голов, в настоящее время – около 9 млн. В 1990 году производилось 386 кг молока и молочных продуктов на душу населения, в настоящее время – примерно 250 кг. [7].
Причин необустроенности малых сел много: отсутствие хороших дорог, газопровода, школ, детских садов и фельдшерско-акушерских пунктов. В 80-е годы XX века начался процесс «тихой коллективизации», то есть укрупнение коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сел, а по сути, радикальная перестройка сельского уклада.
Положение крестьянина серьезно изменилось в ходе аграрной политики 90-х годов, когда произошел распад интеллектуальной среды деревни. Изменилась психология сельского жителя. Началось отчуждение человека деревни от труда и его результатов, что, в свою очередь, не могло не сказаться на экономической и социальной эффективности сельского хозяйства в целом. Не внесли ясности и преобразования, начатые в России после 1991 года. Большинство колхозов и совхозов, как уже отмечалось, по разным причинам было развалено. Сельскохозяйственное производство резко снижает свои показатели. Фермерское движение, которое начинало довольно высокими темпами расти к 1995 году, также идет на спад. Примерно 40 млн га сельскохозяйственных угодий выведено из оборота. В это время активно вступает в свою силу так называемая «стихия рынка», которая никак не отразилась на улучшении условий труда и самой жизни сельского труженика [3].
И хотя власти на региональном уровне пытаются «притормозить» негативную тенденцию с помощью тех же программ «Земский доктор», «Сельский фельдшер», «Городская среда» и др., результаты пока не впечатляют. Специалисты приезжают, отрабатывают контрактный срок, и большинство старается уехать.
С введением запрета на ввоз продовольствия из других стран у сельских производителей появилась новая возможность продажи отечественной продукции на сельскохозяйственном рынке. Государством, в свою очередь, выделяются довольно значительные суммы на поддержку сельскохозяйственных отраслей. Поэтому необходимо только обеспечить оперативное доведение до конкретных производителей этих средств, в том числе до крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если обратиться к статистике, то в 2017–2018 годы сельское население в России в среднем составляло 25,8 %, а в Свердловской области и того меньше – 16 %.
Для примера приведем Таборинский район, где в середине XX века численность населения округа составляла 20 000 человек. Сейчас постоянных жителей осталось всего 3100. На территории более чем в 11 000 км2 находятся только три села. В Гаринском районе положение не лучше. По площади данный район занимает 16 000 км2. А проживают в этой местности всего 4000 человек.
Выводы. Рекомендации
За последние годы продолжается тенденция уменьшения сельского населения, причем довольно быстрыми темпами. Да и процент смертности по-прежнему превышает рождаемость, тем более на селе. Почти во всех субъектах Российской Федерации более 25 % сельских населенных пунктов опустели только за последние годы. Особенно это проявляется в регионах Центральной России и Севера. Причин для этого много. Мы уже говорили об этом выше. Но три основные причины стали решающими в нарастающем процессе покинутых деревень. Первая причина – неразвитая инфраструктура. Во многих населенных пунктах нет школ. Детей приходится возить на автобусах в другие населенные пункты за 15–20 км. Иногда детям приходится ходить 5–7 км по лесным дорогам в школу соседнего села. А на это не каждый из родителей согласится.
За это время количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раза, больничных организаций – в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений – в 2,7 раза.
Вторая причина – безработица. За последние годы заметно сократилась доля занятых работников в сельскохозяйственном производстве. Остальные работники вынуждены искать работу в близлежащих городах и более крупных населенных пунктах.
И третьей причиной, на наш взгляд, выступают высокие цены. Потребительские цены в деревнях зачастую выше, чем в городах. Сельским жителям приходится в среднем тратить большую часть бюджета на продукты питания, чем городским жителями. Кроме того, жители деревень сильно зависят от продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах [5].
Справедливости ради следует признать, что уменьшение сельского населения и урбанизация – процесс общемировой. Даже создание приличных условий для проживания сельчан не полностью остановит отток населения. Нужны рабочие места, а следовательно, инвестиции. Найти таких инвесторов для «глухой провинции» непросто. Пашню берут охотно, а вкладываться в развитие села не хотят. Преимуществом должны пользоваться предприниматели из местной среды. И обе проблемы – и инвестиций, и инфраструктуры – следует решать параллельно. Кроме того, важно не только организовать производство продукции, но и оказать помощь в создании структур для ее реализации как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Без помощи государства здесь не обойтись.
Положением села сейчас всерьез озаботились «на самом верху». Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 31 мая 2019 года принята государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Надо сделать все, чтобы эти деньги использовать рационально. В своем послании в 2018 году президент ясно обозначил, что в стране необходимо развивать не агломерационный вариант экономического развития, а пространственную модель. А это значит, что инфраструктуру надо развивать в каждом селе. Какие поселения развивать, а какие переселять, должны решать местная власть и жители. Из городов должны распространяться во все населенные пункты образцы качественной жизни. Надо сделать сельский труд привлекательным для молодежи. Выделяемые на нацпроекты средства следует справедливо использовать между городом и селом. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации рассматривает вопрос организации отдельного агентства по выработке стратегии и тактики государственной политики на сельских территориях.
Село в России – традиционно составная часть национального характера и культуры. Поэтому поддержкой и сохранением деревни надо заниматься и для производства качественной продукции, и для обеспечения продовольственной, территориальной, а следовательно, и национальной безопасности
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.02.2015 № 151-r «Strategiya ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document /sop5_bos_GAU_ 174933 (data obrascheniya: 30.06.2015).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.11.2012 № 2071-r «O Koncepcii federal'noy celevoy programmy «Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy na 2014–2017 gody i na period do 2020 goda» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prnne/doc/ 70155950 (data obrascheniya: 30.06. 2015).
3. Altuhov A. I. Osnovnye problemy razvitiya APK i puti ih resheniya // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skohozyaystvennoy akademii. 2014. № 2. S. 25.
4. Besnahotnyy G. V. Problemy strategicheskogo planirovaniya razvitiya sel'skogo hozyaystva // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2013. № 7–8. S. 9–15.
5. Bondarenko L. V. Demograficheskaya situaciya na sele i perspektivy razvitiya sel'skih territoriy // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2013. № 3. S. 53–57.
6. Buzdalov I. N. Dlya ustoychivogo sel'skogo razvitiya nuzhna novaya strategiya agrarnoy politiki // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. 2015. № 2. S. 7–20.
7. Voronin B. A. Sistema upravleniya sel'skim hozyaystvom v Rossiyskoy Federacii: sostoyanie, problemy sovershenstvovaniya // Upravlenec. 2010. № 1-–2. S. 40–48.
8. Gusmanov R. U., Gumerov V. R. Regional'nye osobennosti mnogoukladnoy ekonomiki sel'skogo hozyaystva Rossii // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2015. № 3. S. 29–32.
9. Kulikov I. M. Innovacionnaya strategiya kak faktor preodoleniya agrarnogo krizisa // APK: Ekonomika, upravlenie. 2011. № 5. S. 3.
10. Miloserdov V. V., Borhunov N. A., Rodionova O. A. Importozameschenie, prodovol'stvennaya nezavisimost' i agrarnaya politika // APK: ekonomika, upravlenie. 2015. № 3. S. 3–11.
11. Mindrin A. S. Metodologiya issledovaniya problem territorial'nogo razmescheniya v sel'skom hozyaystve // APK: ekonomika, upravlenie. 2012. № 1. S. 23–29.
12. Stovba E. V. Teoreticheskie aspekty razrabotki strategii ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy na regional'nom urovne // V mire nauchnyh otkrytiy. 2015. № 5. S. 1358–1373.
13. Ushachev I. G., Bondarenko L. V. Social'naya bezopasnost' sel'skogo naseleniya // APK: ekonomika, upravlenie. 2012. № 5. S. 3–12.
14. Chupina I. P. Hozyaystva naseleniya kak odin iz kriteriev sistemy prodovol'stvennogo samoobespecheniya regionov // Vestnik ryazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta imeni P. A. Kostycheva. 2012. № 4 (16). S. 121–124.
15. Stovba E. V., Masalimov R .N. Using the behavioral approach in forming strategy of sustainable development of rural territories of a region // In the World of Scientific Discoveries. 2014. No. 9.1. Pp. 389–407.